Top.Mail.Ru

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Налоговики имеют право приостановить операции компании по ее счетам в банке, если налогоплательщик не представит декларацию или подтверждение получения требования. Наиболее часто инспекторы направляют бухгалтерам требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Поскольку последствия весьма серьезные, расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Рассмотрим основные вопросы, которые возникают перед бухгалтерами при отправке отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). В частности, какие требования инспекция отправляет чаще всего, в каком виде на них следует отвечать, в каком виде может поступить требование о представлении пояснений и как на него ответить, а также когда и как нужно отправлять ­корректировочную декларацию по НДС.

В п. 3 ст. 76 НК РФ указано, что налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств по одной из следующих причин:

  • при отсутствии представления налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока (решение может быть принято в течение трех лет после истечения этого срока);
  • в случае неисполнения обязанности по передаче инспекции квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такими документами являются, например, требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган и другие (решение может быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме ­документа).

Организации и индивидуальные предприниматели, которые обязаны представлять декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать в инспекцию квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести рабочих дней со дня их отправки ИФНС (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Современные системы представления отчетности по ТКС позволяют не только выполнять все описанные выше обязанности, но и своевременно узнавать о входящих требованиях из инспекций через уведомления на электронную почту или в виде SMS на телефон.

1. Какие требования может отправить ФНС и какие из них самые вероятные?

Полный перечень требований (документов) перечислен в приказе ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений ­приказа ­Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@».

На текущий момент наиболее частыми документами, которые используют налоговики при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (КНД 1165009)1;
  • требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (КНД 1160001)2;
  • требование о представлении документов (информации) (КНД 1165013)3;
  • требование о представлении пояснений (КНД 1165050)4.

2. На какие требования необходимо давать ответ и в каком виде?

Согласно нормативам представление документов / информации в ответ на требование предусмотрено только в случае получения требования о представлении документов (информации) (КНД 1165013) или ­требования о представлении пояснений (КНД 1165050).

В зависимости от утвержденных ФНС России форматов, возможностей системы, через которую налогоплательщик взаимодействует с инспекцией, а также желания самого налогоплательщика представить ответ на требование можно в нескольких формах:

  • отправить по ТКС по утвержденным форматам с описью;
  • отправить почтой;
  • принести в инспекцию на бумаге личным визитом.

Причем важно отметить, что у налогоплательщика всегда есть возможность представления документов частями как через один из указанных каналов, так и одновременно разными каналами (например, часть документов можно отправить по ТКС, а часть отнести на бумаге). Главное, сделать это в установленный в требовании срок.

Стоит здесь отметить еще и то, что требования о представлении пояснений (КНД 1165050) стали поступать налогоплательщикам не так давно и в основном они связаны с изменившейся формой отчетности по налогу на добавленную стоимость и в первую очередь в связи с расхождениями представленных данных у контрагентов.

3. В каком виде может поступить требование о представлении пояснений и как на него ответить?

Требование о представлении пояснений (КНД 1165050) может поступить налогоплательщику по ТКС в одном из следующих видов:

1. В виде PDF-файла и не связано с декларацией по НДС.

Для такого требования нет нормативной базы, позволяющей отправить в ответ на него опись с первичными документами (порядок по приказу ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» для требований о представлении документов).

Поэтому ответить на требование на текущий момент возможно в виде письменного сообщения (почтой или через сервис спецоператора) или представить, посетив инспекцию лично. Порядок ответа не ­регламентирован, поэтому отвечать можно в произвольной форме.

2. В виде PDF-файла и требование относится к декларации по НДС. В нем может содержаться информация об отсутствующих сведениях или о невыполненных контрольных соотношениях.

Налогоплательщик в этом случае может отправить ответ в произвольной форме (почтой или лично).

Сориентироваться, в каком формате поступило требование, довольно сложно, поэтому проще всего понять можно или нет отправить формализованный ответ по ТКС позволяет непосредственно система, через ­которую осуществляется документооборот с ФНС РФ.

3. И последний вариант, который позволяет ответить на данное требование по ТКС, – в пакете с требованием присутствует xml-файл по формату, утвержденному письмом ФНС России от 07.04.2015 № ­ЕД-4-15/5752 «О ­внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2013 № ­АС-4-2/12705».

Согласно указанному письму налогоплательщик может (но не обязан) отправить ответ на требование о представлении пояснений в виде xml-файла установленного формата в составе описи по ТКС. Система документооборота даст возможность налогоплательщику такой ответ ­подготовить и представить в инспекцию.

Во всех случаях организация, кроме отправки ответа на требование, может предоставить корректировочную декларацию. Так как зачастую именно ­неверные данные в декларации приводят к вопросам со стороны налоговиков.

4. Когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС?

Корректировочную декларацию по НДС необходимо отправлять в следующих случаях:

  • если обнаружено, что какие-то сведения отражены частично или не полностью;
  • если обнаружены недостоверные сведения и ошибки.

Причем обнаружить эти несоответствия налогоплательщик может как самостоятельно, так и получить требование о представлении ­информации от налоговой инспекции.

В уточненную декларацию по НДС необходимо включить:

  1. основную часть декларации (разделы 1–7), даже если изменения вносятся в разделы 8–12;
  2. те из разделов 8–12, которые были ранее отправлены в ИФНС, с учетом внесенных в них изменений;
  3. иные приложения из числа разделов в случае внесения изменений (дополнений) в них.

Согласно утвержденному формату декларации в поле «номер корректировки» в самой декларации и в приложениях к ней должно быть указано единое значение, соответствующее номеру подаваемой «уточненки».

Таким образом, ошибкой будет являться представление уточненной декларации по НДС, в которой номер корректировки в декларации и приложениях различаются. Многие из существующих программ для отправки отчетности по ТКС автоматически проставляют во все ­приложения номер ­корректировки из основной части декларации.

Появившееся с 2015 года в декларации по НДС поле «признак актуальности» заполняется в приложениях только при отправке уточненной декларации. Он позволяет явно указать, что ранее отправленные приложения к НДС неактуальны и отправляется новая версия приложения, если «признак актуальности» равен 0. Если признак актуальности будет при отправке корректирующей декларации равен 1 в конкретном разделе, это будет означать, что данный раздел ранее был актуален и в уточненной декларации в нем нет изменений.

Опять же при отправке по ТКС во многих системах есть контроль на соответствие «номера корректировки» и «признака актуальности».

Если вносятся изменения в книгу продаж или книгу покупок, то в уточненной декларации представляются, соответственно, приложение 1 к разделу 8 или приложение 1 к разделу 9 (дополнительные листы к книге покупок или к книге продаж). Таким образом, дополнительные листы прикладываются только в случае корректировочного отчета. Например, если в книге продаж была ошибка в сумме одной из продаж, то признак актуальности книги продаж указывается равным 0 и данные исправляются непосредственно в этом разделе. А если к книге продаж добавляются пропущенные сделки, то для самой книги проставляется признак актуальности, равный 1, и добавляется приложение 1 к разделу 9, где ­отражается пропущенная сделка.

Сноски 4

  1. Форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» (далее – Приказ № ММВ-7-2/189@). Вернуться назад
  2. Форма утверждена приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации». Вернуться назад
  3. Форма утверждена Приказом № ММВ-7-2/189@. Вернуться назад
  4. Там же. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.