• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» март 2017
  • Рубрика Психология управления

Дистанционная работа с точки зрения управления персоналом

О том, как организовать с юридической точки зрения дистанционный труд пишут много и часто. А вот тому, как подготовить коллектив, сохранить командный дух, проконтролировать и адаптировать удаленных работников, обычно внимания не уделяется. Но зря, это важные составляющие успешного внедрения дистанционной работы в компании. Поговорим о плюсах и минусах работы на расстоянии, а также почему не стоит бояться «удаленки».


Писатели-фантасты, изображая будущее, часто используют сцены, когда человек, проснувшись утром, не идет в офис или на производство, а садится в специальное кресло, надевает очки виртуальной реальности, перчатки и начинает свой рабочий день. При этом сама фабрика или контора находятся где-нибудь на другом континенте, а связь осуществляется с помощью интернета. Что ж, футуристические картины, похоже, начинают сбываться, поскольку работодатели все чаще задумываются о том, чтобы перевести сотрудников на «удаленку».

Как показала практика, дистанционные работники вполне неплохо трудятся, находясь дома или в другом месте. В настоящий момент среди удаленных сотрудников чаще всего встречаются программисты, дизайнеры, специалисты по веб-технологиям, маркетологи, бухгалтеры и специалисты по продажам.

См. статью «Переводим работников на дистанционный труд»
К сведению
СвернутьПоказать

По данным совместного исследования сервиса «Битрикс 24» и компании J’son & Partners Consulting, дистанционно трудятся работники следующих профессий:

  • программисты – 51 %,
  • сотрудники службы поддержки клиентов – 38 %,
  • дизайнеры – 27 %,
  • аналитики – 15 %,
  • сотрудники финансового департамента – 15 %,
  • другие – 24 %.

Удаленной работе научились и специалисты сферы «Человек-Человек», где очный контакт имеет большое значение, – это рекрутеры и педагоги. Даже психологи и психотерапевты освоили удаленную работу – они консультируют клиентов, используя Skype.

В то же время работодатели не спешат осваивать технологию дистанционной работы. По состоянию на август 2016 года вакансии для удаленных сотрудников составляют на портале hh.ru всего 6 %.

Почему же руководители и собственники бизнеса так инертны в этом вопросе? Может быть, издержки на удаленную работу превышают возможный эффект? Попробуем ответить на эти вопросы.

Плюсы дистанционной работы

Существенный плюс для организации заключается в том, что работодателю не надо платить за рабочее место сотрудника. Аренда помещения для компании – дело хлопотное. И дело тут не только в размере оплаты. Прежде чем «запустить» работника в офис, нужно найти подходящее помещение, что само по себе непросто. Надо учесть, что здание должно быть в транспортной доступности, отвечать гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности, да и вопрос престижа играет не последнюю роль. А потом еще надо правильно составить договор с арендодателем, учесть всевозможные подводные камни… Так что дистанционные сотрудники снимают с руководства головную боль. Но этим положительные моменты не ограничиваются.

По оценкам сервиса «Битрикс 24», каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тыс. рублей за год за счет снижения расходов.

Высокая результативность

Народная пословица «дома и стены помогают», вероятно, права, потому что вне офиса люди трудятся производительнее. Эффективность работы сотрудников увеличивается на 10-30 %, если им предоставляется возможность работы из дома или удаленного офиса, – говорят исследования аналитической компании IDC Russia. Но за счет чего люди работают лучше?

Руководителям хорошо знакома ситуация, когда сотруднику поручают какое-нибудь дело, он весь день тянет резину либо имитирует бурную деятельность, а по окончании рабочего дня неожиданно «обнаруживает», что ничего не сделал, но пришло время собираться домой. Начальник при этом может только поругать, поскольку трудовое законодательство запрещает задерживать работника, если у него завершился рабочий день. К тому же если человек действительно весь день на глазах и вроде бы чем-то занимается, то и руководителю придраться не чему.

А вот у работающих на «удаленке» нет возможности отлынивать от работы. Имитировать бурную деятельность не перед кем, поэтому дистанционный сотрудник работает на совесть.

Второй момент связан с социальной психологией. В трудовом коллективе есть масса неудобств, не связанных непосредственно с работой. Большое место занимают, например, неформальные отношения, а проще говоря, интриги. Не все люди могут удержаться в коллективе – даже если человек профессионал, но его невзлюбили в отделе, он покинет компанию. Не секрет, что во многих организациях существуют своего рода кланы, где поддерживают только своих, а чужаков изгоняют. Таким образом, организации растят не только профессионалов, но и приспособленцев-паразитов, а они снижают общую результативность.

См. статью: «Анатомия интриг: инструкция для менеджера по персоналу»

Снимается проблема поиска и найма персонала

Здесь есть несколько положительных моментов.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.