• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» март 2017
  • Рубрика Психология управления

Дистанционная работа с точки зрения управления персоналом

  • 0 комментариев
  • 101 просмотр
Полистать демо-версию печатного журнала
О том, как организовать с юридической точки зрения дистанционный труд пишут много и часто. А вот тому, как подготовить коллектив, сохранить командный дух, проконтролировать и адаптировать удаленных работников, обычно внимания не уделяется. Но зря, это важные составляющие успешного внедрения дистанционной работы в компании. Поговорим о плюсах и минусах работы на расстоянии, а также почему не стоит бояться «удаленки».


Писатели-фантасты, изображая будущее, часто используют сцены, когда человек, проснувшись утром, не идет в офис или на производство, а садится в специальное кресло, надевает очки виртуальной реальности, перчатки и начинает свой рабочий день. При этом сама фабрика или контора находятся где-нибудь на другом континенте, а связь осуществляется с помощью интернета. Что ж, футуристические картины, похоже, начинают сбываться, поскольку работодатели все чаще задумываются о том, чтобы перевести сотрудников на «удаленку».

Как показала практика, дистанционные работники вполне неплохо трудятся, находясь дома или в другом месте. В настоящий момент среди удаленных сотрудников чаще всего встречаются программисты, дизайнеры, специалисты по веб-технологиям, маркетологи, бухгалтеры и специалисты по продажам.

См. статью «Переводим работников на дистанционный труд»
К сведению
СвернутьПоказать

По данным совместного исследования сервиса «Битрикс 24» и компании J’son & Partners Consulting, дистанционно трудятся работники следующих профессий:

  • программисты – 51 %,
  • сотрудники службы поддержки клиентов – 38 %,
  • дизайнеры – 27 %,
  • аналитики – 15 %,
  • сотрудники финансового департамента – 15 %,
  • другие – 24 %.

Удаленной работе научились и специалисты сферы «Человек-Человек», где очный контакт имеет большое значение, – это рекрутеры и педагоги. Даже психологи и психотерапевты освоили удаленную работу – они консультируют клиентов, используя Skype.

В то же время работодатели не спешат осваивать технологию дистанционной работы. По состоянию на август 2016 года вакансии для удаленных сотрудников составляют на портале hh.ru всего 6 %.

Почему же руководители и собственники бизнеса так инертны в этом вопросе? Может быть, издержки на удаленную работу превышают возможный эффект? Попробуем ответить на эти вопросы.

Плюсы дистанционной работы

Существенный плюс для организации заключается в том, что работодателю не надо платить за рабочее место сотрудника. Аренда помещения для компании – дело хлопотное. И дело тут не только в размере оплаты. Прежде чем «запустить» работника в офис, нужно найти подходящее помещение, что само по себе непросто. Надо учесть, что здание должно быть в транспортной доступности, отвечать гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности, да и вопрос престижа играет не последнюю роль. А потом еще надо правильно составить договор с арендодателем, учесть всевозможные подводные камни… Так что дистанционные сотрудники снимают с руководства головную боль. Но этим положительные моменты не ограничиваются.

По оценкам сервиса «Битрикс 24», каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тыс. рублей за год за счет снижения расходов.

Высокая результативность

Народная пословица «дома и стены помогают», вероятно, права, потому что вне офиса люди трудятся производительнее. Эффективность работы сотрудников увеличивается на 10-30 %, если им предоставляется возможность работы из дома или удаленного офиса, – говорят исследования аналитической компании IDC Russia. Но за счет чего люди работают лучше?

Руководителям хорошо знакома ситуация, когда сотруднику поручают какое-нибудь дело, он весь день тянет резину либо имитирует бурную деятельность, а по окончании рабочего дня неожиданно «обнаруживает», что ничего не сделал, но пришло время собираться домой. Начальник при этом может только поругать, поскольку трудовое законодательство запрещает задерживать работника, если у него завершился рабочий день. К тому же если человек действительно весь день на глазах и вроде бы чем-то занимается, то и руководителю придраться не чему.

А вот у работающих на «удаленке» нет возможности отлынивать от работы. Имитировать бурную деятельность не перед кем, поэтому дистанционный сотрудник работает на совесть.

Второй момент связан с социальной психологией. В трудовом коллективе есть масса неудобств, не связанных непосредственно с работой. Большое место занимают, например, неформальные отношения, а проще говоря, интриги. Не все люди могут удержаться в коллективе – даже если человек профессионал, но его невзлюбили в отделе, он покинет компанию. Не секрет, что во многих организациях существуют своего рода кланы, где поддерживают только своих, а чужаков изгоняют. Таким образом, организации растят не только профессионалов, но и приспособленцев-паразитов, а они снижают общую результативность.

См. статью: «Анатомия интриг: инструкция для менеджера по персоналу»

Снимается проблема поиска и найма персонала

Здесь есть несколько положительных моментов.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.