• Журнал «Юридический справочник руководителя» октябрь 2017
  • Рубрика Договорные отношения

Подводные камни договора перевозки груза

Едва ли найдется много компаний, которые никогда не пользовались услугами перевозчиков. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора, между грузоотправителями и перевозчиками возникает немало споров. И в первую очередь они касаются ответственности перевозчика. Расскажем, что должен сделать грузоотправитель, чтобы ответственность перевозчика была максимальной и неотвратимой.


Договоры перевозки очень распространены в деловой практике. Страна у нас большая, и чтобы товар попал из точки А в точку Б, кто-то должен его туда доставить. В связи с тем, что эта сфера деятельности очень специфична, компании далеко не всегда осознают возможные риски. В статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки тех, кто пользуется услугами транспортных компаний, и предложим возможные варианты выхода из сложных ситуаций.

Суть договора перевозки груза очень проста. Одна сторона (перевозчик) за плату обязуется переместить груз, принадлежащий другой стороне (отправителю), из одного места в другое. Кажется, все просто. Но объяснение такой простоте только одно: это общее понятие для очень большого числа специфических отношений. Недаром же перевозка - это единственный вид гражданско-правовых договоров, для регулирования которого используются целые кодексы1, специальные уставы2 и другие законы3.

Перевозка и экспедиция

О сложности отношений, возникающих в ходе перевозки, говорит еще и выделение законодателем отдельного вида договоров - транспортной экспедиции. Хотя для многих компаний на практике это не два разных вида договоров, а единый блок отношений с перевозчиком. И здесь нет ничего удивительного, ведь транспортная экспедиция представляет собой комплексное отношение.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Абзац 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В рамках договора экспедитор может оказывать следующие услуги:

  • заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • отправить, получить, хранить груз;
  • получить документы, необходимые для экспорта или импорта;
  • выполнить таможенные формальности;
  • проверить количество и состояние груза;
  • погрузить и выгрузить груз;
  • перечислить пошлины, сборы и другие платежи.

Надо сказать, что отправители, не до конца представляя специфику перевозок, совершают очень дорогостоящие ошибки. Большая их часть связана с отсутствием внимания к заполнению сопроводительных документов.

Ответственность перевозчика

По закону перевозчик несет ответственность за сохранность груза в течение всего времени перевозки (ст. 796 ГК РФ). Единственное исключение из этого правила - утрата, недостача или повреждение (порча) груза из-за обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранить.

При этом правила об ответственности перевозчика имеют свою специфику. По сути, закон ограничил его ответственность только прямым ущербом, причиненным утратой или повреждением груза. В то время как по общему правилу возмещению подлежат убытки в полном объеме, включая как прямые расходы, так и упущенную выгоду (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

Перевозчик обязан компенсировать (п. 2 ст. 796 ГК РФ):

  • стоимость недостающего груза (если он полностью или частично утрачен);
  • сумму, на которую понизилась стоимость груза (если он поврежден или испорчен). При невозможности восстановления поврежденного груза компенсируется его полная стоимость;
  • объявленную стоимость груза (если утрачен груз, сданный к перевозке с объявлением ценности).

Стоимость груза определяется исходя из цены, указанной продавцом товара. А если цену установить невозможно, в расчет берется рыночная стоимость. Кроме того, перевозчик должен вернуть деньги, уплаченные за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ).

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.