Top.Mail.Ru

Как может измениться постоянный срок хранения, предписанный Перечнем?

Разные организации по-разному могут применять постоянный срок хранения, предписанный перечнями управленческих документов со сроками хранения. Какие организации могут его сократить, и что для этого надо предпринять? Документы каких лет под какие перечни подпадают? Как указывать срок хранения в номенклатуре дел? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.
Вопрос в тему
Куда:  delo@delo-press.ru
Тема:  Бесплатные консультации для подписчиков

В коммерческой организации на протяжении многих лет утверждались номенклатуры дел с указанием постоянных сроков хранения, установленных перечнем, утвержденным приказом Минкультуры от 25.08.2010 № 558. Вместе с тем данный приказ разрешает коммерческим организациям устанавливать по статьям, где указан срок хранения «постоянно», срок не менее 10 лет. Может ли центральная экспертная комиссия пересмотреть сроки хранения дел, сформированных более 10 лет назад, и уничтожить такие документы? В каком нормативном акте есть разъяснения по данному вопросу?

Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 утвердил Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее – Перечень 2010 г.).

Данный приказ не содержит какого-либо разрешения или уточнения по отношению к коммерческим организациям. Только сноска к графе 3 «Срок хранения документа» самого Перечня 2010 г., обозначенная одной звездочкой , уточняет применение нормативного срока хранения «постоянно» в тех организациях, которые не являются источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, – они должны хранить эти категории документов не менее 10 лет (см. отметку «1» в следующем Фрагменте документа).

Фрагмент документа

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558)

Обратите внимание, что в самом Перечне 2010 г. имеются статьи с категориями документов постоянного срока хранения, рядом с которыми стоит сноска с двумя звездочками , фактически означающая срок хранения «до ликвидации организации» (см. отметку «2» там же). Причем, в случае ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования, их документы могут быть приняты в государственный или муниципальный архив на основании договора, который должен быть подготовлен конкурсным управляющим или ликвидационной комиссией (ликвидатором). Прежде всего принимаются документы по личному составу, а иные документы – по принципу выборки в зависимости от направлений деятельности организации и ее значимости для развития соответствующей территории (например, документы градообразующего предприятия или организации, осуществляющей публично значимые функции и функции основного работодателя в регионе имеют больше шансов попасть в государственный или муниципальный архив).

В приведенном здесь фрагменте Перечня 2010 г. хорошо видно, что сноска оформлена в заголовочной части таблицы у наименования графы 3, а сноска  встречается в строках таблицы рядом со сроком хранения «Пост.» у некоторых категорий документов. Это означает, что:

  • организации – источники комплектования государственного или муниципального архива, должны будут постоянно хранить документы, у которых в графе 3 написано «Пост.»;
  • а организации, не являющиеся источниками комплектования (причем вне зависимости от того, являются они коммерческими или некоммерческими), могут применять постоянные сроки хранения,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 1)

Комментируем отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов...» в организациях, утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из первой части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете: какие организации обязаны создавать архив как структурное подразделение, а какие нет; какими документами должна регулироваться деятельность архива; чем регламентируется работа с научно-техническими документами; когда надо передавать документы из подразделений в архив организации, когда они становятся архивными; кому оформлять и подписывать опись дел структурного подразделения и архивную опись, являющуюся годовым разделом описи дел (почему изменения в этом вопросе могут не понравиться руководителю архива организации и как можно исправить ситуацию).

В какой архив должны попадать документы филиалов и представительств

Куда должен передаваться архивный фонд филиалов и представительств? Показываем теорию и практику. Поводом для этой статьи стали вопрос читателя и новое уточнение в Правилах архивов организаций 2023 года (объясняем, как оно коррелируется с положениями иных нормативных документов).

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Если вы пришли в архив…

Статья посвящена социально правовым запросам организаций и частных лиц, чаще всего направляемым в госархивы. Как вычислить нужный архив и сколько ждать ответа? Какие услуги окажут бесплатно, а за что придется заплатить? Как составить запрос? Архивные справки, выписки и копии могут выдавать не только госархивы, но и коммерческие организации, поэтому правила их оформления вам тоже могут пригодиться. Кроме того, разъясняется ситуация с документами, переданными на ответственное хранение сторонней организации.