• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» апрель 2019
  • Рубрика Формула успеха

Наши образы в кино и подсознании, или Первому апреля посвящается

  • 0 комментариев
  • 627 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Сначала оживим в вашей памяти яркие образы секретарей, помощников руководителей и архивистов из советских кинокомедий. А потом подскажем эффективный и доступный метод создания позитивного образа себя – как самопрограммирование собственного подсознания. Те, кому это удается, легче противостоят ударам судьбы и добиваются в жизни большего. И мы вам этой силы желаем!


Секретари и архивисты в советских комедиях

Отношение окружающих к нашей профессии «отражается в зеркале» кинематографа. Да, возможно, представленные там образы секретарей, помощников руководителей и архивистов стереотипны. Но только попадающие точно в цель становятся всенародно любимыми. Давайте посмотрим на самые полюбившиеся и яркие из них.

Советский кинематограф на протяжении всей своей истории охотно создавал образы «героев труда». Перед многомиллионной аудиторией кино-, а чуть позже и телезрителей разворачивались драматические сюжеты из жизни полярников и военных, ядерных физиков и пилотов авиации, комбайнеров и сталеваров, врачей и дипломатов. В стороне от большого экрана проходила жизнь простых советских служащих.

Пожалуй, впервые на большом экране зрители СССР увидели заметный кинообраз секретаря в фильме «Волга, Волга». Героиня Марии Мироновой, не выпуская из зубов папиросы, решительно регулировала доступ в кабинет начальника управления мелкой кустарной промышленности Бывалова (бюрократ и приспособленец, первая из подобных эксцентричных ролей Игоря Ильинского).

Секретарь Зоя Ивановна – женщина с сильным характером, инициативная, острая на язык, беззаветно преданная своему руководителю (за 5 лет сменила с ним 20 учреждений на пути к вершине карьеры управленца – Москве). Она то, что сегодня называется «человек команды»:

«– Я Вас понимаю, Иван Иванович. Для Вас жизнь – это работа. Подумать только, человека такой стихийной трудоспособности … и вдруг, в тот самый момент, когда до Москвы остается каких-нибудь три-четыре тысячи километров, такого человека берут и бросают на какую-то совершенно мелкую, кустарную промышленность. Нет, просто хочется рвать и метать, рвать и метать».

По мнению историков кино, значительное количество отснятого материала с М.В. Мироновой не вошло в окончательный вариант монтажа фильма, так как основное экранное время было отдано главной героине, поэтому мы лишены удовольствия от этой великолепной эпизодической роли в полной мере.

В послевоенное десятилетие похожий образ на экране создала Тамара Носова в кинофильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Сюжетные ходы фильма вполне узнаваемы, тем более что в роли очередного лишенного юмора директора выступил все тот же Игорь Ильинский. Правда, в отличие от персонажа Мироновой, секретарь Тося – всего лишь тень руководителя.

Годы брежневского «застоя» подарили нам целый ряд кинокомедий, ставших классикой.

Вспомним, к примеру, фильм Леонида Гайдая по роману И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев». Кто не помнит фразу: «Я хотел бы найти что-нибудь из мебели папаши, чтобы сохранить о нем память. Не знаете ли, кому была передана мебель из папашиного дома?» Вопрос был адресован Варфоломею Коробейникову, ставшему обладателем «полного архива на дому». Он не без оснований считал архивные документы жилотдела Старгорода основой своей «обеспеченной старости»:

«– Живем, как на вулкане. Все может произойти. Кинутся люди искать свои мебеля, а где они, мебеля? Вот они. А кто сохранил? Коробейников. Вот господа спасибо скажут старичку. А мне много не нужно. По десяточке за ордерочек и все».

За кадром осталась история поступления архива к Коробейникову. Можно предположить, что ордера, как документы временного срока хранения, подлежали выделению к уничтожению, но в макулатуру его стараниями не попали.

Примечательно, что первый образ архивариуса на киноэкране вышел совсем несимпатичным. Несмотря на внешний вид героя, говоривший о «честной бедности», ловкая комбинация Остапа, получившего ордера бесплатно, выглядела заслуженным наказанием обманщику-архивариусу.

В телевизионном фильме «12 стульев», поставленном Марком Захаровым, роль первопроходца архивного аутсорсинга досталась 77-летнему Марку Прудкину, одному из «великих стариков» МХАТа. Режиссерскими находками стали сцены фантазий героя об общественном признании в случае реставрации царского режима, а также концертный рояль, оказавшийся каким-то чудом в подпольном архиве Коробейникова.

В отличие от архивариусов на советском экране 70–80-х годов секретарь получался, как правило, очень симпатичный.

На первое место, пожалуй, следует поставить обаятельную секретаршу Верочку в исполнении Лии Ахеджаковой в рязановском фильме «Служебный роман». Именно в этой картине впервые на экране секретарь становится «руководителем своего руководителя», хоть и во внеслужебной сфере. Кстати в пьесе «Сослуживцы» Э. Рязанова и Э. Брагинского, которая легла в основу киносценария, нет и намека на что-либо подобное. Изначально персонаж был охарактеризован следующим образом: «Верочка, лет двадцати трех. Любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши. Гордится своей внешностью, и на это у нее есть основания». Но в фильме секретарша влюбляет зрителя в себя как раз не модельной внешностью, а женственностью и непосредственностью.

Знаменитого «хорошие сапоги, надо брать» в пьесе тоже не было. Крылатая фраза появилась на съемочной площадке.

Зрителю известно мало о профессиональных способностях Верочки как делопроизводителя, но именно она становится проводником «мымры» начальницы в мир современной моды и женственности:

«– Именно обувь делает женщину женщиной.

– Разве?

– Шузы сейчас носят с перепонкой, на высоком каблуке...

– Что это, “шузы’’? Извините, Верочка... Я не поняла.

– Ну это от английского слова “shoes’’. “Обувь’’ значит по-английски.

– Ну... Понятно.

– Что касается сапог, то сапоги нужны на высоком каблуке, гармошкой...

– Подождите, Верочка... Извините, я должна всё это записать... Не так скоро.

– Да пожалуйста, пожалуйста.

– Я все это законспектирую...

– Вот вы меня извините, Людмила Прокофьевна, раз уж у нас такой разговор. Вот, например, ваши брови.

– А что мои брови?

– Ведь это же неприлично! Если у вас так густо растут брови, надо же с этим как-то бороться!

– А как с этим можно бороться?

– Ну надо выщипывать. Прореживать.

– Чем?

– Ну хотя бы рейсфедером.

– Рейсфедером?.. Милый мой, это же больно!

– Ну вы женщина, потерпите. Бровь должна быть тоненькая-тоненькая, как ниточка. Удивленно приподнятая.

– Как у вас?

– Ну я тоже не эталон.

– Это же можно только под наркозом.

– Да и это не главное! Вот что отличает деловую женщину от... Женщины?

– Что?

– Походка! Ведь вот как вы ходите?

– Как?

– Ведь это уму непостижимо! Вся отклячится, в узел вот здесь завяжется... вся скукожится, как старый рваный башмак... и вот чешет на работу! Как будто сваи вколачивает! А мы как ходим?

– Ой, неужели я так хожу? Боже мой!

– В женщине должна быть загадка. Головка чуть-чуть приподнята. Глаза немножко опущены. Здесь все свободно. Плечи откинуты назад. Походка свободная, от бедра. Раскованная, свободная пластика пантеры перед прыжком. Мужчины такую женщину не пропускают...»

Женственность проявляется не только в погоне Верочки за внешним лоском и ухоженностью. Помните, как она «дорастает» до готовности стать матерью?

«– Нет, я еще не забыла твой голос, узнаю.

– Ты знаешь, я понял, из-за чего мы с тобой разошлись. Нам нужен ребенок.

– Ты хочешь, чтобы у нас был ребенок?

– Да. И как можно скорее.

– Но я не могу сейчас. До конца работы еще два часа, и Калугина тут...»

Дальнейшее развитие образа помощницы, управляющей своим начальником уже в профессиональной сфере, мы видим в гайдаевском «Спортлото-82» (лидер кинопроката 1982 года – более 55 миллионов зрителей).

Помощник директора турбазы Алла Дмитриевна в исполнении Луизы Мосендз (роль озвучивала Лариса Удовиченко) запомнилась кинозрителям роковой фразой «они не вернутся», сказанной в отношении группы туристов, ушедших в поход вместе с вожделенным выигрышным билетом лотереи.

Это «роскошная» женщина. Ее великолепие подчеркивается нелепой маленькой фигуркой суетливого директора турбазы, постоянно спотыкающегося о мебель собственного кабинета. Только ей в комедии оказываются доступны все хитросплетения горных маршрутов. Оба героя напоминают семейную пару. Гайдай явно намекает на нечто большее, чем служебные отношения. При этом сомнений нет, что глава этой «семьи» – женщина.

В 16 часов 15 минут московского времени пятницы 31 декабря 1982 года по первой программе телевидения СССР начался премьерный показ фильма режиссера К. Бромберга «Чародеи». Картина, по общему признанию ценителей произведений братьев Стругацких, стала самой неудачной экранизацией их творчества. Но это не помешало фильму занять место в топ-10 традиционных новогодних фильмов на отечественном телевидении.

Свой вклад в успех музыкальной киносказки внесла и актриса Лилия Макеева, исполнив роль секретаря директора НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг). Секретарь здесь – строгая самостоятельная женщина, которая вполне способна выставить из приемной не только рядовых сотрудников (магистров-волшебников), но и руководство рангом повыше. Именно ей принадлежит знаменитый афоризм, когда на вопрос, у себя ли главная героиня, дает ответ: «У себя. Только, кажется, не в себе».

В конце 80-х годов приоритеты отечественного кинематографа резко изменились, как и образ жизни людей. Главными действующими лицами стали бизнесмены и представители криминального мира. Яркие образы людей нашей профессии из кино исчезли. Появятся ли они перед нами вновь? И какими?

Метод «хохочущих фотографий», программирующий подсознание

Почему мы вспомнили эти «теплые» знакомые большинству образы? Да чтобы поднять вам настроение и работоспособность! А теперь пришло время рассказать об одном методе изменения отношения к жизни на более позитивный при помощи правильного образа себя, который придумал наш современник психолог Алексей Чалый.

Мнение
Свернуть Показать
Наталия Лобанова, главный редактор журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии»

Подсознание во многом определяет нашу жизнь, и даже в большей степени, чем сознание.

«Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь, пока не помрете. Он качает это все время, вы все время меняетесь, перестраиваетесь. Мозг – это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации – это 3 000 000 часов просмотра видеоматериала. 300 лет непрерывного просмотра!» – считает Татьяна Черниговская, профессор, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ.

А психотерапевт и создатель восточной версии нейролингвистического программирования Сергей Ковалев дифференцирует это понятие, доходчиво объясняя: «За совершенством стоят программы нашей психики, а за удачливостью – карты. Сейчас поясню. Главная ошибка большинства людей заключается в том, что упершись в совершенствование через программы, они забывают о том, что программы строятся на основании карт. Но если здание строится на неудачном фундаменте, оно будет стоять плохо.

Что такое программы – то, что мы регулярно усваиваем, чтобы быть совершенными: учим компьютер, языки, идем в МBA, учимся водить машину. Всякий раз мы вводим новую программу в нашу психику.

А вот карты – это немножко другое. Это карты реальности – то, как мы воспринимаем этот мир. Приведу пример формирования карт. Представьте, что два близнеца идут познакомиться с таким фрагментом реальности, как собаки. Идут они не одновременно. И первому повезло: собака была сытая, добрая и веселая, а у ребенка ничего до этого не было в голове про собак, и в его голове на всю жизнь отпечаталось “собаки добрые, ласковые, мохнатые и приятные”. Второму близнецу не повезло – он пришел, когда собака была не в духе, она гавкнула или даже укусила. И у ребенка в голове навсегда отпечаталось “собаки злые, кусачие, мерзкие существа”. После этого первый совершенно спокойно будет иметь дело с мастифами и волкодавами, а второго будут облаивать даже болонки».

Метод «хохочущих фотографий» психолога Алексея Чалого работает на создание мощнейшей карты подсознания благополучного себя. Всем известно о необходимости позитивного отношения к себе и жизни вообще. Но как этого добиться под нескончаемой чередой мелких и крупных неприятностей, которые постоянно «касаются» нас извне? Где найти силы внутри не поддаваться их натиску? Алексей Чалый начал с себя и, удивившись результату, стал советовать придуманный метод своим клиентам:

«Просмотрел собственные фотографии, где был запечатлен смеющимся. Выбрав лучшую, увеличил ее и повесил дома на стену так, чтобы она чаще попадалась на глаза. Поглядывал я на нее с любопытством. Было ощущение, что в мое сознание, а скорее – в подсознание, хоть и медленно, но проникает новое представление о себе самом: вот я, оказывается, какой веселый и жизнерадостный!

Сначала обратил внимание на снижение тревожности и воспринял такое состояние как само собой разумеющееся. Этому, видимо, способствовали эмоции, зафиксированные на фотографии. Но когда прошло чуть более 3 месяцев, неожиданно заметил, что у меня полностью исчезли все симптомы наследственной гипертонии...

Сейчас уже можно смело сказать, что положительные эмоции, зафиксированные на собственной фотографии, прочно внедрились в сознание, а это уже, в свою очередь, оказывает колоссальное влияние на весь организм. Ну как было не поделиться таким открытием с окружающими? И я поделился. Прежде всего с теми, кого консультирую как психолог...

Прошло какое-то время, и стали сообщать, что, помимо решения психологических проблем, у моих пациентов стали быстрее излечиваться различные сопутствующие заболевания: нервные, кожные, язвенные и, конечно, гипертония, как и у меня самого. В их сознании раньше вообще не было собственного образа. А теперь вдруг он появился, да еще такой привлекательный...

Важным оказалось даже то, как размещены “смеющиеся” фото. Например, для семей, где дети испытывают недостаток внимания взрослых, чувствуют свою незащищенность, было рекомендовано разместить портреты в одну линию: по краям – фото родителей, а в центре – детей. Причем портреты родителей были изготовлены размером 20 × 30 см, а детей – 15 × 20 см. На каждом надпись: “Один за всех и все за одного”. О том, что споры в семье подутихли, мне сообщили уже через месяц...

Очень интересное письмо получил... из Самары от Сергея, хозяина пекарни, который воспользовался этим методом, а потом также убедил и других работников пекарни сфотографироваться и поместить свои “смеющиеся” портреты возле рабочих мест. Для этого он пригласил в пекарню фотографа. “Взрослые люди радовались этому событию, как дети. Смешили друг друга, подшучивали... Все фотографии получились изумительно. Вообще-то сотрудники привыкли следовать моему примеру. А сейчас говорят, что будут всегда работать только в нашей пекарне, что нигде больше они не найдут такой приятной рабочей атмосферы. Это здорово!”...

Трудно предсказать, как именно ваш организм отреагирует на вашу же “смеющуюся” фотографию. Одним она помогла легче перенести сложную беременность и родить здорового ребенка. Другим – предотвратить болезнь или депрессию при больших неприятностях...

Под влиянием “смеющихся” портретов у людей постепенно меняется восприятие самих себя, поведение, отношения с окружающими... Самые значительные достижения были получены при коллективном использовании метода: на работе, в семьях, в учебных классах школ... В результате в сознании... помимо индивидуального образа “Вот я какой!” формируется дополнительно коллективный – “Вот мы какие!”...»

Бесплатно 1 номер журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.


Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.