• Журнал «Юридический справочник руководителя» май 2019
  • Рубрика Корпоративные вопросы

Корпоративные споры. ТОП-7 причин и способов избежать

  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 409 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
В статье мы проанализируем наиболее распространенные причины корпоративных конфликтов. Но главное – ​расскажем, как легко и без лишних затрат предотвратить такие конфликты при помощи юридических инструментов.


Корпоративный спор – это конфликт внутри компании. Точнее – между ее участниками (акционерами) или между участниками и руководством. Он приобретает много разных, зачастую причудливых форм.

Вот лишь некоторые из видов корпоративных споров:

  • о признании недействительными решений общего собрания или совета директоров;
  • стоимости доли выходящего участника;
  • взыскании убытков с директора;
  • преимущественном праве покупки доли;
  • оспаривании сделок общества участником;
  • истребовании участником документов компании.

Часто стороны предъявляют встречные претензии друг к другу. Такой спор называют корпоративной войной, в такие моменты накал страстей действий, действительно, больше напоминает ожесточенную баталию. К слову, рейдерская атака – это, как правило, вариант корпоративной войны.

Воюющие стороны редко можно уличить в джентльменстве. На войне все средства хороши. Зато креатив в изобретении способов «воздействия» друг на друга часто впечатляет. Десятки разнообразных исков, уголовные дела, проверки налоговых и административных органов, остановка деятельности, дисквалификация руководителей, прокурорские проверки и вмешательство «силовиков» разного калибра, атаки в медиапространстве, удары по репутации, создание трудностей на рынке – все это сопровождает корпоративные войны.

Как писал Лев Николаевич Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так же и с корпоративными войнами: их истории всегда разные, а сами участники порой по-разному понимают причину конфликта. Зато последствия войн, в т.ч. корпоративных, всегда одинаковы. Проигравший теряет все. Но и победитель не обойдется без больших, подчас фатальных потерь: утраты бизнеса или драматической потери его масштаба. А порой выигравших не бывает вовсе.

Однако риск корпоративного спора можно свести к минимуму, если правильно оформить владение бизнесом и заранее согласовать друг с другом варианты выхода из кризисных ситуаций. В статье мы рассмотрим типичные негативные факторы, которые могут привести к корпоративному спору. Также поговорим о способах их нейтрализации.

Семь причин войны

Нередко к корпоративному спору приводит смысловой изъян в юридическом оформлении и организации бизнеса. Предлагаем вам несколько наиболее распространенных причин. Хотя чаще всего в возникновении каждого конфликта «виноваты» сразу несколько факторов, а то и все сразу.

1. Оформление бизнеса на другое лицо

Часто собственники оформляют бизнес не на себя, а на номинальных лиц или на одного из партнеров. О мотивах подобных решений мы еще скажем. А пока отметим, что такое оформление уже само по себе может стать причиной корпоративного конфликта и захвата бизнеса. У второго участника или «номинала» появляется соблазн получить единоличный контроль над успешным и динамично развивающимся бизнесом. Причиной такого поведения становятся темные стороны человеческой натуры (противостоять им бывает тяжело). Находятся «оправдывающие» предлоги для захвата бизнеса, который формально и так находится в руках захватчика.

2. Распределение долей в пропорции 50 на 50

Также рискованно оформлять бизнес между двумя партнерами в равных пропорциях. Изначально это не выглядит причиной конфликта. Пока оба участника понимают друг друга и ведут себя порядочно, проблем не возникает. Но если между ними появятся разногласия, конфликт не заставит себя долго ждать. Поставить точку в споре никто из них не сможет, поскольку юридически они абсолютно равноправны.

Подобный «управленческий тупик» называют deadlock – «мертвая точка», «безвыходное положение». В итоге deadlock может привести к смерти бизнеса.

3. Излишнее доверие к партнеру

Допустим, один из собственников организации назначается ее руководителем. Компания активно развивается, наращивает прибыль и увеличивает активы. У директора от радости спирает в зобу дыханье, и он, пользуясь своими полномочиями, начинает вывод имущества на себя или на аффилированных лиц. Кстати, подобные действия нередко квалифицируются как мошенничество.

Креативность руководителя может быть практически безграничной. Процесс вывода активов или бизнес-процессов (в аутсорсинг) может быть очень хорошо завуалирован и мотивирован «объективными» деловыми целями. При качественной маскировке связей доказать аффилированность «независимых контрагентов» будет крайне сложно. Все это создает большие препятствия в восстановлении первоначального положения.

В отличие от предыдущих факторов здесь нет порока в оформлении бизнеса. А есть ошибочная оценка партнера. Вместо того чтобы не иметь с ним никаких общих дел, ему, наоборот, полностью доверились. А доверительные отношения, как правило, предполагают полное отсутствие каких-либо проверок. И чем дольше партнера не проверяют, тем хуже становится ситуация.

4. Ошибки в выборе высшего менеджмента

Разногласия у собственников бизнеса могут возникать не только между собой, но и с наемным менеджментом. Причина – убытки компании, сокрытие истинного положения вещей от участников, заключение сделок на невыгодных условиях и т.п. Иногда наемный менеджер действует намеренно, а иногда ему банально не хватает квалификации.

Как бы то ни было, налицо неправильный выбор наемного персонала, ошибки в делегировании полномочий и (или) неэффективный контроль.

В отличие от предыдущего фактора, источник проблемы здесь – не партнер, а наемный менеджер.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.