• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» июнь 2019
  • Рубрика Оформление документов

Как оформить заявление работника

  • 0 комментариев
  • 16 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Состав и расположение реквизитов заявлений на практике часто отличается. Мы объяснили, какие вариации уместны, а какие – нет. Дали образцы оформления каждого реквизита заявления и целых документов.
Узнаете, в каких ситуациях законодательство требует составления заявления работником в адрес работодателя, на чье имя писать, кому отдавать, надо ли регистрировать.



Заявление создается человеком с целью реализации своих прав, решения личных задач и удовлетворения личных потребностей. Оно:

  • содержит официальную информацию или просьбу,
  • оформляется в письменном виде,
  • имеет установленную форму,
  • адресуется должностному лицу.

С одной стороны, заявления – это достаточно простой документ с однородным составом информации. С другой – существует множество его разновидностей. А четких требований к составлению и оформлению каждой из них нет. Исключением являются те заявления, которые оформляются гражданами при получении государственных услуг, они, как правило, имеют установленную правовыми актами РФ форму.

Но чаще всего мы оформляем заявления на работе и адресуем их своему работодателю. Порядок составления таких заявлений не регламентирован, потому возникает множество вопросов, на которые мы и постараемся ответить в этой статье.

В каких случаях составляют заявления

В ОКУД1 названы 3 разновидности кадровых заявлений, оформляемых в рамках документирования трудовых отношений:

  • заявление о переводе на другую работу,
  • заявление об увольнении,
  • заявление о предоставлении отпуска.

Однако список ситуаций, при которых оформляются заявления, значительно шире. Они используются в кадровой деятельности с целью фиксации инициации работником того или иного кадрового действия.

Некоторые действия строго требуют оформления заявления работника. Например, увольнение «по собственному желанию» не может быть осуществлено без отражения этой инициативы в виде письменного заявления. И об этом прямо говорит ст. 80 ТК РФ: «работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за 2 недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении».

Заявление должно оформляться и в других случаях, прямо названных в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ). Как правило, эти ситуации предполагают какие-либо действия работодателя, совершаемые с целью реализации прав работника и в интересах работника. Например, заявление составляется, если работник просит:

  • оформить новую трудовую книжку в связи с утратой, повреждением предыдущей (ст. 65 ТК РФ);
  • выдать трудовую книжку или копии документов, связанных с работой (ст. 62 и 84.1 ТК РФ);
  • предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск (например, до истечения шести месяцев со дня трудоустройства у данного работодателя) или разбить его на определенные части (ст. 122 ТК РФ);
  • продлить или перенести отпуск (ст. 124 ТК РФ);
  • предоставить отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ);
  • предоставить перед увольнением дни неиспользованного отпуска вместо денежной компенсации за них (ст. 127 ТК РФ);
  • заменить часть отпуска (превышающую 28 календарных дней) денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ);
  • оплатить труд частично в неденежной форме (ст. 131 ТК РФ);
  • перевести оплату труда в безналичном виде на определенные реквизиты (ст. 136 ТК РФ).

Порой работодателю необходимо получить согласие работника: на перевод, на отзыв из отпуска, на направление в командировку (для некоторых категорий работников) и в других случаях. Как правило, необходимость такого согласия закреплена законодательно (например, в ст. 72.1 ТК РФ говорится о согласии на перевод). При этом закон не определяет вид документа, с помощью которого согласие работника должно быть оформлено. Заявления в этих ситуациях, хотя по смыслу и не отражают суть такого действия как «согласие», но очень часто применяются как наиболее понятная и привычная форма взаимодействия работника и работодателя. Когда необходимо письменно зафиксировать согласие работника, можно оформить и другой документ – уведомление в 2 экз.; на экземпляре работодателя просят работника собственноручно написать свое согласие, поставить подпись и дату.

Заявление может оформляться в самых разных ситуациях, а не только в оговоренных законодателем случаях, например:

  • о внесении изменений в состав персональных данных работника,
  • внесении сведений в трудовую книжку по основному месту работы,
  • предоставлении дополнительных дней к отпуску за сверхурочную работу,
  • предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска перед отпуском по беременности и родам и др.

Часто практикуют составление этого документа с целью предварительного согласования кадрового действия с работником перед получением резолюции руководителя. Например, заявление о приеме на работу может не оформляться, однако на практике его порой просят составить. Заявление в этом случае подкладывается к трудовому договору работника до его подписания, и на нем проставляются визы заинтересованных должностных лиц и фиксируется решение руководителя о дате приема, особых условиях и пр.

Состав информации в заявлении

Форма заявлений, составляемых работниками по различным кадровым вопросам, в целом не регламентирована.

Единственный правовой акт, содержащий требования к составу информации в заявлениях, это Закон об обращениях граждан2. В нем предусматривается 3 формы обращения: заявление, предложение и жалоба. В ст. 7 сформулированы требования к письменной форме обращений (а значит и заявлений) – в них необходимо указывать:

  • наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество и должность соответствующего должностного лица;
  • свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);
  •  почтовый адрес либо адрес электронной почты (если обращение подается в электронном виде), по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • суть обращения;
  •  личная подпись;
  • дата.

Итак, какие же сведения стоит включать в заявление, оформляемое работником? Практика сформировала их следующий состав:

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.