• Журнал «Юридический справочник руководителя» сентябрь 2019
  • Рубрика Личный интерес

Ответственность за нарушение ПДД: Пленум ВС РФ разъясняет

  • 0 комментариев
  • 435 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Недавно Пленум ВС РФ принял знаковый для всех автомобилистов документ, который уже успели окрестить «авто Пленумом». В нем даны ответы на многие спорные вопросы, касающиеся административной ответственности водителей. Например, можно ли привлечь к ответственности человека, который не участвовал в ДТП, но спровоцировал его? Нужно ли уступать дорогу «обочечникам»? Сколько штрафов получит автомобилист, припарковавшийся с нарушением на несколько дней? Давайте разбираться.


Документ, о котором пойдет речь, официально называется постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление).

Смотрите также статью «Рейтинг заблуждений об ответственности водителей» журнала № 7’ 2015

Не будет преувеличением сказать, что его долго ждали и автомобилисты, и сотрудники ГИБДД. Ведь в нем расставлены точки над «i» по многим вопросам, которые суды решали по-разному.

Взять хотя бы ДТП с теми же «обочечниками». Одни говорили, что при столкновении с ними вина водителей будет обоюдной. Езда по обочине, конечно, нарушение, но второй участник ДТП должен был обеспечить безопасность своего маневра. Другие суды утверждали, что в соответствии с Правилами дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, далее – Правила, ПДД) по обочине ездить запрещено, а значит, уступать дорогу «обочечнику» не обязательно (определение Московского городского суда от 28.02.2019 № 4г-1798/2019 по делу № 2-864/18).

Кто такой водитель?

Ответ на первый взгляд кажется очевидным: тот, кто управляет автомобилем. И с этим, конечно, не поспоришь. Вопрос в другом: можно ли считать водителем человека, который едет за рулем, но при этом не имеет права управления транспортным средством (например, никогда не получал права или был лишен)? Пленум ВС РФ разъяснил: такой человек считается водителем и несет всю полноту ответственности за нарушения ПДД (п. 1 Постановления).

Более того, за управление автомобилем без прав грозят следующие наказания (ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ):

  • штраф от 5000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ) – если у водителя никогда не было прав или срок их действия истек;
  • штраф 30 000 руб., арест до пятнадцати суток либо обязательные работы на 100-200 часов – если водитель был лишен прав.
К сведению
Свернуть Показать

Лишение права управления означает, что нарушитель лишается права управления всеми транспортными средствами (независимо от того, транспортным средством какой категории он управлял в момент нарушения).

Тому, кто передал управление «бесправному» водителю, тоже выпишут штраф: 30 000 руб. (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ). Суды указывают, что перед передачей управления транспортным средством иному лицу следует убедиться в том, что оно имеет при себе водительское удостоверение (решение Московского городского суда от 16.05.2017 по делу № 7-5221/2017).

Что такое управление?

Это может показаться странным, но до сих пор ни в одном нормативном акте не раскрывалось понятие «управление транспортным средством». А между тем в КоАП РФ чуть ли не в половине «водительских» статей этот термин используется. Например, управление транспортным средством:

  • не прошедшим регистрацию (ст. 12.1);
  • с неправильно установленными регистрационными знаками (ст. 12.2);
  • водителем без документов (ст. 12.3);
  • с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена (ст. 12.5).

В результате на практике возникали многочисленные споры о том, управлял ли водитель транспортным средством. Например, если человек сел за руль и завел двигатель, считается ли, что он уже управляет автомобилем? А если наоборот: двигатель не заведен, а машину толкают, скажем, в гараж?

Пленум ВС РФ решил устранить этот пробел и дал долгожданное определение.

Фрагмент документа
Свернуть Показать
Абзац 8 п. 2 Постановления

При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством.

Любопытно, что Пленум ВС РФ не дает ответа на второй из только что поставленных вопросов (ситуация, когда машину толкают). Если читать определение буквально, то управлять автомобилем будет не тот, кто сидит за рулем, а тот, кто толкает. Именно он перемещает авто в пространстве.

Нестандартные и нечитаемые знаки

Большинство автомобилистов знает об ответственности за «неправильные» регистрационные знаки. Представим наказания в виде схемы.

Схема
Свернуть Показать
ХХХ

По поводу нарушений, связанных со знаками, постоянно возникают споры. Возьмем, к примеру, обычную дорожную грязь. Если она сама налипла при езде по нашим дорогам и заляпала номер до неузнаваемости, то считается, что он нечитаем. За это водителя могут предупредить или оштрафовать на 500 руб. (постановление ВС РФ от 12.03.2018 № 5-АД18-19).

Другое дело, если водитель специально залепил номера той же самой грязью. В этом случае считается, что номер оборудован материалом, препятствующим его идентификации (постановления Московского городского суда от 15.11.2018 № 4а-6316/2018 и от 12.03.2018 № 4а-8855/2017). Водителя оштрафуют на 5000 руб. или лишат прав.

Чтобы споров о квалификации подобных нарушений было меньше, Пленум ВС РФ разъяснил, что предупреждение или пятисотрублевый штраф «за номера» назначается, если (п. 4 Постановления):

1) нарушена целостность покрытия знака;

2) знак нечитаем (например, из-за грязи или перегоревшей лампочки в подсветке);

3) знак установлен не по стандарту (приложение «Ж» «Требования к местам установки регистрационных знаков на транспортных средствах» к ГОСТ Р 50577-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 04.09.2018 № 555-ст));

Лишиться прав можно, если хотя бы один знак:

1) отсутствует;

2) установлен в непредусмотренном для этого месте. Прежде суды считали, что если знак, например, лежит под лобовым стеклом, то водителя нужно предупреждать или штрафовать на 500 руб. (постановление ВС РФ от 22.03.2007 № 5-Ад06-19 и от 21.03.2007 № 5-Ад06-7). Теперь, если следовать разъяснению Пленума ВС РФ, водитель рискует остаться без прав;

3) видоизменен или оборудован устройством (материалом), которые препятствуют идентификации, позволяют видоизменить или скрыть номер (даже если на момент остановки автомобиля такие устройства или материалы не применялись).

Знак считается видоизмененным, если:

  • в него были внесены изменения, искажающие хотя бы один из символов (например, часть символа заклеена);
  • способ его установки препятствует прочтению и идентификации. Например, если знак перевернут. Раньше за переворот знака (в частности, его установку лицевой стороной к бамперу) предупреждали или штрафовали на 500 руб. (постановление ВС РФ от 05.04.2017 № 78-АД17-9 и от 29.07.2016 № 5-АД16-22).

Устройствами (материалами), которые препятствуют идентификации, позволяют видоизменить или скрыть номер, считаются:

  • шторки, электромагниты и т.п.;
  • искусственные (листы бумаги, картон и др.) или природные материалы (листва, грязь, снег и др.), которые нанесены специально, чтобы скрыть номер (например, когда загрязнение не связано с погодой или движением, в ходе которого возможно самозагрязнение). Доказательством намеренного сокрытия номера будет фотография или видеозапись, сделанная инспектором.

Отсутствие страховки

После появления электронных полисов на практике встал вопрос: обязан ли водитель предъявлять инспектору его распечатку? В Правилах тогда говорилось только о подлиннике старого бумажного полиса, а не о распечатке нового электронного. В 2018 г. в ПДД были внесены изменения (постановление Правительства РФ от 24.11.2018 № 1414 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090»). В числе документов, которые водитель обязан предъявлять инспектору, появилась «распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа» (п. 2.1.1 ПДД).

А вот про КоАП РФ тогда, видимо, забыли. В нем по-прежнему установлена ответственность за управление автомобилем без страхового полиса (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). А про распечатку электронного полиса не сказано ни слова. В связи с этим Пленум ВС РФ разъяснил, что за отсутствие распечатки электронного полиса ответственность не грозит (п. 5 Постановления). При желании инспектор на дороге сможет сам «пробить» наличие или отсутствие страховки по своей базе.

До разъяснений Пленума ВС РФ суды настаивали на наличии распечатки и наказывали водителей, даже если они показывали электронный полис на экране смартфона (решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 17.10.2018 по делу № 12-529/2018).

К сведению
Свернуть Показать

Если вы оформили обычный полис на бумажном носителе, то обязательно возите его с собой. Иначе инспектор может вынести предупреждение или оштрафовать вас на 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Обгон по встречке

Пленум ВС РФ подтвердил сложившийся в судебной практике подход: обгон по полосе встречного движения должен быть и начат, и закончен в соответствии с ПДД (постановления ВС РФ от 27.10.2016 № 84-АД16-7, Московского городского суда от 02.05.2017 № 4а-7661/2016, Саратовского областного суда от 20.09.2016 № 4А-575/2016).

Если же водитель выехал на встречную полосу по правилам (например, через прерывистую разметку), а завершил маневр с нарушением (скажем, через сплошную), его ждет наказание (п. 15 Постановления). Это либо штраф 5000 руб., либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).

Еще одно правило, по поводу которого водители часто судятся, – обгон тихоходных транспортных средств по встречной полосе. Пленум ВС РФ напомнил, во-первых, что по общему правилу тихоходный транспорт можно обгонять под знак «Обгон запрещен», но только если нет других запретов (например, запрещен обгон на пешеходных переходах и на перекрестках со светофорами).

Во-вторых, обогнать можно только тихоходное транспортное средство, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч. Если же со скоростью до 30 км/ч едет обычный автомобиль, то обгонять его под знак «Обгон запрещен» нельзя. Такая же позиция в судебной практике встречалась и прежде (постановление Астраханского областного суда от 22.10.2018 по делу № 4А-425/2018, решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 19.10.2018 по делу № 12-78/2018).

Неправильная остановка или стоянка

В Правилах подробно написано, где можно припарковаться, а где нельзя (раздел 12). Но есть места, на которые действие Правил не распространяется. Например, газон или детская площадка. Возникает вопрос: как наказывать нарушителей, если они оставили машину на этих или других объектах благоустройства? Ответ: в соответствии с региональным законодательством об административных нарушениях (абз. 3 п. 17 Постановления).

Например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45) за размещение транспортных средств на газоне или другой территории, занятой зелеными насаждениями, предусматривает следующие штрафы (ст. 8.25):

  • для граждан – 5000 руб.;
  • для должностных лиц – 30 000 руб.;
  • для компаний – 300 000 руб.

Если же водитель умудрился одновременно нарушить и ПДД и региональное законодательство (например, одним колесом припарковаться на тротуар, а другим – на газон), ему могут выписать сразу два штрафа (абз. 4 п. 17 Постановления).

Но есть и хорошая для нарушителей новость. Несоблюдение правил остановки или стоянки – это длящееся нарушение. Поэтому оштрафовать водителя, который остановился (припарковался) не по правилам, можно только однократно (абз. 6 п. 17 Постановления), даже если его автомобиль простоит с нарушением несколько дней или даже лет. Тем не менее оставлять автомобили где попало, все равно не стоит: дорогостоящую для автомобилистов принудительную эвакуацию автомобилей никто не отменял.

Пьяницы

Управление автомобилем в состоянии опьянения и отказ пройти медицинское освидетельствование – серьезные нарушения. И санкции за них суровые. На первый раз – штраф 30 000 руб. или лишение прав на полтора-два года (ст. 12.6 и 12.28 КоАП РФ), а в случае рецидива – уголовная статья (264.1).

Но, видимо, не все водители понимают опасность этих нарушений и раз за разом заявляют в судах о малозначительности нарушения. Суды, разумеется, прохладно относятся к этим доводам (решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25.01.2019 по делу № 12-31/2019, Ангарского городского суда Иркутской области от 24.01.2019 по делу № 12-1088/2018, Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 14.01.2019 по делу № 12-157/2018, Благодарненского районного суда Ставропольского края от 28.11.2018 по делу № 12-82/2018, Свердловского районного суда г. Костромы от 23.11.2018 по делу № 12-164/2018).

Пленум ВС РФ подтверждает приверженность сложившейся практике: эти нарушения ни при каких обстоятельствах не могут считаться малозначительными (п. 13 Постановления). Следовательно, уйти от наказания по ст. 12.6 или 12.28 КоАП РФ со ссылкой на малозначительность не получится.

«Обочечники»

Многим знакома ситуация, когда добропорядочные водители томятся в пробке, а по обочине с ветерком летят те, кому нужно доехать из точки «А» в точку «Б» быстрее всех. Мало того, что они поднимают клубы пыли с обочины, так еще и перестраиваются потом в ряды, где стоят законопослушные водители. В результате все, кроме «обочечников», вынуждены стоять в пробке еще дольше.

Штраф за движение по обочине составляет 1500 руб. (ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ). А еще в случае ДТП «обочечник» почти наверняка будет объявлен виновником. Пленум ВС РФ разъяснил, что законопослушные водители (например, поворачивающие налево со «встречки» или выезжающие из двора) не обязаны уступать дорогу «обочечнику» (п. 14 Постановления).

Такой подход в судебной практике встречался и раньше (постановление ВС РФ от 04.09.2015 № 46-АД15-29, апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2018 по делу № 33-51168/2018, определение Московского городского суда от 28.02.2019 № 4г-1798/2019 по делу № 2-864/18).

Аналогично не имеют преимущества нарушители, которые едут на красный свет или по «встречке» на дороге с односторонним движением.

Оставление места ДТП

Виновниками ДТП могут стать не только любители прокатиться по обочине, но и те, кто спровоцировал аварию, не получив при этом повреждений. Если такой провокатор уехал с места ДТП, то его можно привлечь к ответственности, даже если на его машине нет ни царапины (абз. 9 п. 20 Постановления).

Прежде ВС РФ высказывал аналогичную позицию.

Судебная практика
Свернуть Показать

При повороте один водитель создал помеху другому. Второй водитель, уходя от столкновения, вылетел на тротуар и ударился в дерево. Первый водитель посчитал, что участником ДТП он не является, и просто уехал.

Позднее его нашли и лишили прав за оставление места ДТП. Суд указал, что факт отсутствия повреждений на его автомобиле не влияет на квалификацию нарушения (постановление ВС РФ от 18.09.2015 № 78-АД15-4).

Кроме того, Пленум ВС РФ напомнил, что водитель может лишаться прав, если он отвез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся на место ДТП (абз. 6 п. 20 Постановления). Такой подход давно сложился в судебной практике (постановления Волоконовского районного суда Белгородской области от 29.01.2015 по делу № 5-5/2015, Пестовского районного суда Новгородской области от 19.03.2014 по делу № 5-30/2014; решение Усманского районного суда Липецкой области от 18.02.2016 по делу № 12-7/2016).

К сведению
Свернуть Показать

После ДТП водитель обязан, в частности (п. 2.5–2.6.1 Правил):

  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки;
  • не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим;
  • вызвать полицию.

Если что-то из этого не сделать, можно попасть на штраф в 1000 руб. (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ, абз. 4 п. 20 Постановления).

Штрафы с камер

Как известно, штрафы с автоматических камер приходят собственникам транспортных средств, независимо от того, кто был за рулем на самом деле. Если собственник не управлял автомобилем, он может обжаловать вынесенное постановление. Но для этого придется доказать, что в момент правонарушения автомобиль находился во владении или в пользовании другого лица (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ). Доказательствами могут быть, в частности:

  • полис ОСАГО, в который вписано другое лицо;
  • договор аренды или лизинга;
  • показания свидетелей и того, кто управлял автомобилем.

Впрочем, наличие перечисленных или других доказательств (например, договора купли-продажи автомобиля) еще не означает, что штраф отменят. Суд будет исследовать доказательства по своему внутреннему убеждению (ст. 26.11 КоАП РФ, п. 27 Постановления, определение КС РФ от 25.04.2019 № 882-О).

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.


Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.