• Журнал «Юридический справочник руководителя» декабрь 2019
  • Рубрика Взаимоотношения с государственными органами

Чек-лист по обязательной маркировке товаров

Для борьбы с подделками Правительство РФ утвердило правила обязательной маркировки товаров. Все больше вещей в перечне товаров, которые необходимо идентифицировать с помощью маркировки. Она касается производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. Расскажем, какие товары необходимо маркировать, в чем заключается маркировка и что для этого нужно делать. Автор предлагает три чек-листа: производителям, импортерам маркируемых товаров, а также организациям, продающим маркируемые товары розничному покупателю.


С декабря 2019 года духи, шины, пальто, постельное белье, фотокамеры и некоторые другие товары подлежат обязательной маркировке. В дальнейшем перечень таких товаров будет расширяться, т.к. в России создается единая система маркировки товаров. По планам правительства, большинство товаров, которые продаются, производятся и импортируются в страну, будут промаркированы в единой системе. Такая система должна гарантировать подлинность продаваемого продукта. В результате с рынка должны уйти продавцы контрафакта, а добросовестные продавцы, наоборот, – увеличить долю на рынке. Потребитель будет защищен от подделок, а государство увеличит приток налогов.

Маркируют товар производители и импортеры

На упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства размещается специальный код, своего рода ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Коды генерируются специальной компанией – оператором (ООО «Оператор – Центр развития перспективных технологий», распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р). Оператор ведет список всех участников оборота (продавец, импортер, производитель1) и обслуживает систему маркировки. Чтобы получить от него коды, организации должны направить ему заявку (п. 5 Правил маркировки товаров2).

Изначально код наносится при производстве или импорте товара. Производитель товара должен заказать код у оператора и нанести его на товар до момента реализации. Такая же обязанность лежит на импортере товара, который должен маркировать его до момента попадания на территорию Российской Федерации (п. 10 Правил маркировки товаров).

Один код маркировки стоит 50 копеек без учета НДС. Плата за коды для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых, предельная отпускная цена производителя которых не превышает 20 рублей, не взимается (постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2019 № 5773).

Заявки на коды передаются через устройства регистрации эмиссии. Через них же участники оборота получают коды (п. 7 Правил маркировки товаров). Оператор оснащает организации (ИП) такими устройствами путем их непосредственной передачи либо предоставления удаленного доступа. Решение о выборе способа оснащения принимается участниками оборота товаров. Чтобы получить устройство, организация (ИП) должна заключить с оператором договор, содержащий условия их предоставления и их обслуживания. Предоставленные устройства оператор регистрирует в информационной системе мониторинга (п. 8 Правил маркировки товаров).

Для маркировки товара требуется принтер этикеток. Производитель должен сам распечатывать этикетки и наклеивать их на продукцию. Импортеру же дополнительно придется направлять этикетки иностранному контрагенту с просьбой промаркировать высылаемые в Россию товары. Чтобы облегчить процесс маркировки, планируется создание центров, где можно будет заказать партию уже готовых и напечатанных штрихкодов.

Есть еще одна важная процедура, которая, к сожалению, четко не прописана в Правилах маркировки. Чтобы получить код маркировки, производителям потребуется предварительно получить глобальный номер торговой единицы, более известный как GTIN. Этот номер присваивается товарной позиции (модели товара), а не конкретным товарам. Каждому варианту товара должен быть присвоен свой GTIN. GTIN обеспечивает однозначную идентификацию товара в любой стране мира и не может быть присвоен никакому иному товару. Функция администрирования номера GTIN в каждой стране возложена на национальную организацию GS1. В России это Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Чтобы получить GTIN, придется в нее вступить.

Так, в п. 54 Методических рекомендаций для участников эксперимента по маркировке обувных товаров4 прямо указано, что участники оборота должны передавать информацию о товарах в ГС1 РУС. При получении кодов маркировки обуви они должны сообщить GTIN соответствующих товаров (п. 45 Методических рекомендаций). Кстати, оператор и Ассоциация объявили о сотрудничестве: производители и импортеры, участвующие в маркировке, смогут использовать идентификаторы GS1 на льготных условиях5.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Тематика:

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.