Федеральный закон от 29.09.2019 № 325‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» существенно обновил НК РФ. Большинство поправок вступило в силу с 1 января 2020 года, часть начнет действовать с апреля этого года, а еще часть – с 2021 года. Основные из них (закон весьма объемный), имеющие значение для организаций и их руководителей, мы и рассмотрим в этой статье.
Налог на добавленную стоимость
Уточнен порядок восстановления НДС при сочетании ЕНВД и общего режима налогообложения. Если раньше говорилось просто о восстановлении налога в периоде, предшествующем переходу на спецрежим, то теперь (при параллельном применении общего режима и ЕНВД) восстановление нужно делать за период, когда ранее приобретенные товары, работы, услуги и основные средства начинают использоваться для деятельности, облагаемой ЕНВД.
Причем норма не дает прямого указания на то, что восстановление производится лишь по имуществу, используемому только для деятельности ЕНВД. А также не поясняет, как быть в ситуации использования имущества, как в деятельности по ЕНВД, так и в облагаемой НДС.
В связи с этим для разделения принятого к вычету НДС на восстанавливаемый и нет возможно применение по аналогии положений, касающихся принятия НДС к вычету. Но имейте в виду, что могут возникнуть споры с налоговиками.
Отдельно описаны правила восстановления НДС правопреемниками при реорганизации. При этом учтен и случай, когда правопреемник не получает счетов-фактур от реорганизуемого лица. Восстановление должно будет производиться на основании бухгалтерской справки-расчета. Фактически налогоплательщикам перекрывают возможность уклониться от восстановления НДС (если оно по закону требуется) при реорганизации лишь по причине отсутствия счетов-фактур.
Появилась новая возможность принять НДС к вычету – по товарам, работам, услугам и имущественным правам, приобретенным для создания нематериальных активов. Такими вычетами можно будет воспользоваться после принятия на учет соответствующих активов. Поправка выгодна предприятиям инновационного сектора, создающим результаты интеллектуальной деятельности.
НДФЛ
Вводится дополнительное основание, когда нужно выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ. Речь идет об организациях и индивидуальных предпринимателях, производящих выплаты физическим лицам по договорам купли-продажи / мены ценных бумаг, если выплачивающие доход лица являются стороной таких договоров. Эта поправка касается, прежде всего, скупщиков акций у миноритарных акционеров.
Меняются и сами обязанности налоговых агентов по НДФЛ. Формы годовой отчетности по НДФЛ теперь нужно будет сдавать на месяц раньше – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Сокращен и количественный лимит по работникам, дающий возможность сдавать отчетность по НДФЛ на бумажном носителе. Теперь это не 25, а 10 человек. Сокращение сроков на подготовку отчетности и ограничение вариантов ее сдачи осложнит жизнь бухгалтеров и малого бизнеса в целом.
Для организаций, имеющих обособленные подразделения на территории одного муниципального образования, предусмотрена возможность сдачи отчетности по НДФЛ по месту нахождения выбранного подразделения. Схожий порядок уже был установлен для исчисления налога на прибыль, но только в части субъектов РФ, а не муниципальных образований.
Налог на прибыль организаций
По налогу на прибыль перечень доходов, не учитываемых при налогообложении, дополнен подпунктом, согласно которому не учитываются доходы от результатов работ по переносу или переустройству объектов госсобственности, хотя бы частично финансируемых за счет бюджетных средств. Прежняя редакция НК РФ о частичном финансировании не упоминала. Причем эта норма вступила в действие «задним числом» с 01.01.2019.
Прирост стоимости доли в уставном капитале ООО без изменения процента участия теперь также не будет налогооблагаемым доходом, как и ранее – разница в номинале акций. Дискриминация наиболее распространенной организационно-правовой формы в данной части теперь устранена.
Серьезные изменения с этого года произойдут в учете амортизируемого имущества. Так, более чем в два раза повышен нижний предел стоимости амортизируемого имущества, учитываемого для целей налогообложения, – с 40 000 до 100 000 рублей. Уменьшится объем работы по начислению амортизации, при этом больше расходов можно будет признать единовременно.
В состав амортизируемого имущества возвращены объекты, переданные и полученные в безвозмездное пользование (кроме переданных госорганам на основании закона). Но при этом начисленная амортизация для целей налогообложения не учитывается.
Консервация не будет продлевать срок полезного использования объектов, а изменение метода начисления амортизации теперь будет возможным раз в 5 лет не только с нелинейного на линейный, но и наоборот. Более быстрый переход с линейного метода на нелинейный теперь будет невозможен.
Уточнена формулировка по расходам на ремонт. Теперь в законе есть прямое указание на возможность единовременного признания расходов на ремонт не только основных средств, но и иного имущества. Поправка имеет скорее технический характер, т.к. споров по порядку признания расходов по ремонту имущества, не являвшегося основными средствами, практически не было.
Проценты по целевым кредитам, полученным на строительство многоквартирных домов с применением механизма долевого участия, признаются в расходах на даты их уплаты, предусмотренные договорами, а не на конец соответствующего месяца.
Участники проекта «Сколково» и инновационных научно-технологических центров получат право на применение кассового метода учета доходов и расходов независимо от применяемой системы налогообложения (а не только при УСН, как сейчас).
Ограничение признания в расходах убытков прошлых лет в 50% продлевается на один год. Видимо, состояние экономики страны генерирует такие убытки, что их признание в расходах в полном объеме слишком заметно может снизить поступления налога на прибыль. Также сделано примечание для случаев признания убытков при реорганизации правопреемником – их могут сторнировать по итогам налоговых проверок, если признают реорганизацию способом ухода от налогообложения. Фактически признание в расходах убытка при реорганизации объявлено заведомо подозрительным. Такие операции и их последствия нужно будет более тщательно просчитывать заранее.
Для участников региональных инвестиционных проектов также многое изменится. Так, участники специальных инвестиционных контрактов утрачивают право на пониженные налоговые ставки. Они больше не приравниваются к участникам региональных инвестиционных проектов.
Определен порядок налогообложения участников региональных инвестпроектов, если их доходы от таких проектов составляют менее 90% от всех полученных. Льготные ставки применяются к доходам от деятельности в рамках проектов, с обязанностью ведения раздельного учета и закрепления способа такого учета доходов в учетной политике.
Для участников региональных инвестпроектов, чье участие не требует включения в соответствующий реестр, установлено дополнительное ограничение на применение льготных ставок. Если разница между суммой налога, рассчитанная по обычной и льготной ставкам, превысит капиталовложения, то, начиная с периода превышения, налог будет уплачиваться по общей ставке. Таким образом, для данной категории участников региональных инвестиционных проектов перекрывается возможность экономии на налогах, непропорциональной инвестициям.
Спецрежимы
При применении упрощенной системы налогообложения управляющими компаниями сферы ЖКХ, ТСЖ и ЖСК не учитываются доходы и расходы, связанные с операциями по реализации населению коммунальных услуг, приобретенных у ресурсоснабжающих организаций. Транзитный по своей природе поток денежных средств логично исключается из учитываемого для целей налогообложения.
Для плательщиков ЕНВД и применяющих патентную систему налогообложения, осуществляющих розничную торговлю, данные режимы более неприменимы в части реализации подлежащих обязательной маркировке меховых изделий, лекарств и обуви.
Транспортный налог
Для организаций теперь установлены единые сроки уплаты транспортного налога: за год – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом, для авансовых платежей – последнее число месяца, следующего за отчетным кварталом. Ранее эти сроки устанавливались на региональном уровне.
Налог на имущество
По налогу на имущество организаций уточнено, что объектом налогообложения, если недвижимое имущество должно облагаться налогом по кадастровой стоимости, является имущество в собственности, хозяйственном ведении или полученное по концессионному соглашению – независимо от того, учтено ли оно в качестве основного средства.
Земельный налог
По земельному налогу отменено право Москвы на установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и места нахождения земельных участков.
Введена обязанность по представлению органами земельного надзора информации в ИФНС о предписаниях, выданных в связи с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения для соответствующего производства. Налоговики получат информацию об утрате права на льготное налогообложение сразу по выявлении соответствующих фактов, а не через годы случайно, при проверках.
Установлены единые по всей России сроки для уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему (ранее их определяли субъекты РФ). Они совпадают с установленными для транспортного налога.
Торговый сбор
Для целей исчисления торгового сбора торговля со склада приравнена к торговле с использованием торгового зала. Сбор для таких объектов стал одинаковым.
Введена обязанность по уведомлению налоговой инспекции о прекращении использования торговых объектов или изменении их показателей. За неисполнение такой обязанности можно штрафовать. Фактически при несообщении будет наступать двойная ответственность – и сбор будет продолжать платиться при неведении торговли, и штраф налагаться за непредставление сведений.
Страховые взносы
По страховым взносам, уплачиваемым в фиксированном размере, теперь за неполный месяц деятельности уплата должна производиться пропорционально дням ведения деятельности. Раньше уплата производилась только пропорционально полным или неполным месяцам в квартале.
Уточнен порядок уплаты взносов по обособленным подразделениям. Расчет представляют только те подразделения, которые имеют счета и производят начисления. Как результат, расчетной и отчетной работы будет меньше. Но, как и по НДФЛ, сокращен лимит по количеству работников, дающий возможность сдавать отчетность на бумажном носителе. Теперь это не 25, а 10 человек.
Взаимоотношения с налоговиками: часть 1 НК РФ
Изменения внесены и в часть первую НК РФ, определяющую основы взаимоотношений с налоговыми органами.
Для организаций с 2021 года вводится новая обязанность – сообщать о наличии транспортных средств и земельных участков в случае неполучения уведомления о сумме транспортного либо земельного налога от налоговой инспекции. Это связано с изменяющимся с того же 2021 года порядком уплаты этих налогов, т.к. отменяется подача деклараций по ним, исчисление и уплата будут производиться на основании сообщений налоговых инспекций, формируемых на основании данных регистрирующих органов. По сути, порядок будет аналогичным уже действующему для физических лиц.
Налоговым органам с 2021 года предоставляется право принудительного зачета переплат по НДФЛ, транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, когда такие налоги рассчитываются на основании информации, имеющейся у налоговых органов. Поправка связана с изменением порядка уплаты земельного и транспортного налога, а также новыми полномочиями налоговых органов в отношении уплаты налогов физическими лицами.
С 01.04.2020 должна повыситься открытость данных ФНС России. Сведения о принятых обеспечительных мерах, а также об арестах и залогах должны будут размещаться на сайте налоговой службы. Этот ресурс может быть интересен всем при проверке контрагентов на экономическую надежность.
Резко расширяются возможности налоговиков по взысканию задолженности финансово неустойчивых налогоплательщиков через залог, возникающий в силу закона. Неуплата недоимки по решению о взыскании в течение месяца при наличии ареста или запрета отчуждения имущества переводит соответствующее имущество в режим залога. В результате этого при банкротстве должника-недоимщика все кредиторы, кроме бюджета, получат еще меньший процент удовлетворения своих требований.
Зачет излишне уплаченных налогов будет осложнен. Если проходит камеральная проверка, то сроки принятия решения о зачете или возврате налога начинают течь с 10-го дня после окончания камеральной проверки. Норма очень неясная. У налогоплательщика камеральные проверки проходят постоянно, одна за другой, и всегда какая-то из них не закончена. Если смысл поправок – в учете сроков проверки, проходящей в момент подачи заявления, то все равно продление срока принятия решения – плохо для налогоплательщика.
Еще с прошлого года (с 29.10.2019) появилась возможность сдавать налоговые декларации через МФЦ, причем не только для физических лиц. Нововведение интересное, т.к. режим работы МФЦ более продолжителен, чем у налоговых инспекций, да и самих МФЦ намного больше.
Очень неприятная поправка касается осмотров помещений налогоплательщиков. Если сейчас постановление об осмотре принимает должностное лицо, которое проводит проверку (камеральную или выездную) налогоплательщика, то с 01.04.2020 это будет «лицо, производящее осмотр». Фактически любая налоговая инспекция получит право осматривать помещения, предметы в них (компьютеры, документы и пр.) без учета того, проверяется данный налогоплательщик или нет, причем на всей территории России. Возможно, поправку принимали с учетом введенного с того же 01.04.2020 права назначать осмотр должникам по налогам с суммой недоимки в 1 000 000 рублей (т.е. не проверяемого, а уже проверенного налогоплательщика), но фактически охват пострадавших будет стопроцентным. Только практика применения данной нормы поможет понять степень ее опасности для бизнеса.