• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» январь 2010
  • Рубрика Современное делопроизводство

Некоторые практические вопросы отправки претензий

  • 0 комментариев
  • 42 просмотра

В 2009 году объем претензионно-исковой работы, связанной с неисполнением обязательств по подписанным договорам, существенно возрос. Судя по всему, эта тенденция сохранится и в наступившем году. Поэтому вам важно знать, когда стоит направлять претензию, в какой форме и каким способом.

Автор статьи подробно рассмотрела нюансы такой работы. Например, поведение курьера, доставляющего претензию; необходимые отметки на ней, которые потом позволят доказать в суде факт ее доставки; сроки рассмотрения претензии. Кстати, отсутствие подписи уполномоченного лица организации адресата на почтовом уведомлении о вручении не позволит отказаться от факта получения корреспонденции, если это засвидетельствовано подписью сотрудника отделения связи. Еще любопытен тот факт, что оставление претензии без ответа в определенных обстоятельствах будет означать согласие ее удовлетворить.

Прочитав статью, вы будете знать, как отправить претензию, чтобы адресат не смог от нее отказаться, и что делать с полученной претензией.




Направление претензии стороне договора, не желающей исполнять свои обязательства, — важная стадия досу дебного разрешения спора, которую нередко недооценива ют. Этой стадией разрешения спора лучше не пренебрегать. В данной статье мы не будем останавливаться на содержа нии претензии, а отметим некоторые положительные эффекты от осуществления претензионной работы, рассмотрим ряд практических вопросов, которые могут возникнуть при отправке претензии, а также расскажем о том, какие подводные камни вас могут ожидать и как их избежать.

В каких случаях стоит направлять претензию?

Порядок досудебного урегулирования споров может быть предусмотрен как непосредственно законом 1, так и гражданско правовым договором. Если такой порядок установлен, то согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения данного порядка. Таким образом, в этих случаях соблюдение претензионного порядка является обязательным. Однако на практике возникают и иные задачи, оказать помощь в решении которых может именно претензионная работа.

Так, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства у стороны, чьи интересы нарушены, в большинстве случаев появляется необходимость в решении следующих задач:

  • стимулировать контрагента исполнить нарушенное обязательство (как правило, именно на это надеются многие фирмы и частные лица, направляя претензию);
  • продемонстрировать серьезность своих намерений по отношению к стороне, нарушившей обязательство (что бывает полезно, если контрагентов много и не все из них исполняют свои обязательства надлежащим образом; после получения претензии какая то их часть может «добровольно» исполнить свои обязательства);
  • зафиксировать просрочку контрагента (далее об этом будет сказано более подробно);
  • выяснить позицию контрагента по имеющемуся спорному вопросу (что может быть очень кстати, если дело дойдет до суда, а такое развитие событий никогда нельзя исключать и лучше «подложить соломки» заранее).

На сегодняшний день используются различные способы воздействия на недобросовестного конкурента, и некоторые из них выходят за рамки правового поля. При этом правильное осуществление претензионной работы поможет решить задачи из приведенного выше перечня эффективно и не нарушая закон.

В какой форме направлять претензию?

Один из важных вопросов при подготовке претензии — в какой форме ее направлять. Лучший вариант — письменная форма.

Следующий вопрос, который у вас может возникнуть: рассматривать ли претензию как отдельный вид документа (т.е. регистрировать ли такие документы отдельно) или считать ее одной из разновидностей писем? Большинство организаций придерживаются второй точки зрения. Т.е. оформляют и регистрируют такой документ как письмо, а слово «претензия» в этом случае фигурирует на нем в качестве заголовка (см. Примеры 1 и 2). Тогда свой ответ контрагент будет оформлять в виде ответного письма, указав номер и дату вашего письма в реквизите «ссылка на регистрационный номер и дату документа». Как видите, все логично!

Пример 1
Свернуть Показать
Пример 2
Свернуть Показать

Принцип отправки или принцип доставки?

Допустим, подготовлена письменная аргументированная претензия. Достаточно ли только отправить претензию или необходимо подтверждение о ее получении контрагентом?

Хотя в нашем законодательстве «принцип доставки» претензии напрямую не закреплен, на практике именно ему желательно отдать предпочтение. Иными словами, важно иметь подтверждение того, что контрагент претензию получил.

Например, это имеет значение при соблюдении претензионного порядка рассмотрения споров, когда установлен срок для ответа на претензию. Недобросовестный контрагент может утверждать, что претензию он не получал, и настаивать на том, что обязательный претензионный порядок не был соблюден. В этом случае шансы на то, что суд примет исковое заявление и долг удастся вернуть, невелики.

Подтверждение факта получения претензии контрагентом необходимо и когда одной из целей претензионной работы является фиксация просрочки должника. В данной ситуации юридические последствия возникают не с момента предъявления требования кредитором, а с момента его получения должником.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.