• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» апрель 2010
  • Рубрика Формула успеха

Учись говорить «нет», или ноу-хау вежливого отказа

  • 0 комментариев
  • 24 просмотра
Когда вас заваливают чужой работой (пусть даже под разными предлогами не только шеф, но и коллеги), то речь идет о банальной манипуляции. Предлагаем научиться распознавать манипуляторов и грамотно говорить «нет», чтобы «овцы были целы и волки были сыты».


Идеальный секретарь должен все знать, все помнить и вовремя предупреждать, быть предусмотрительным, предугадывать мысли и, особенно, плохое расположение духа шефа! Должен угадывать его мысли или хотя бы понимать с полуслова, знать делопроизводство, планировать и переносить встречи, расставлять дела по степени важности. В общем, эдакий офисный «киборг» приятной наружности – «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

День начинается. «Верочка (Сонечка, Людочка, Наталья, Марья Ивановна и т.д.), подготовь приказ, принеси кофе, найди моему отпрыску в Интернете реферат по ботанике, обзвони аптеки – разыщи лекарство для тещи, назначь встречу с Петром Петровичем». Как назло, ни раньше ни позже прибегает замначальника и небрежно кидает на стол пачку бумаги: «Перепечатай отчет, срочно, мой помощник занят». С лисьей улыбочкой подкрадывается сотрудница соседнего отдела: «Выручи, ты же мне всегда помогала, замолви словечко, чтобы отгул подписали». Ну, конечно, понимаю, в вас борются противоречивые чувства: хочется всех послать за звездочкой (как в известной песне), не ударить в грязь лицом (вы же ого-го какой профи!) и не испортить отношения с окружающими, быть для всех хорошей.

Хватит! Вы не червонец, чтобы всем нравиться, и не рабыня Изаура, чтобы с рабской покорностью выполнять то, что выходит за рамки служебных обязанностей. Будем учиться распознавать манипуляторов и грамотно говорить «нет», чтобы «и овцы были целы, и волки сыты».

Искусство манипуляции

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И, общаясь со своим начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно, опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени вообще учитывает их в общении, он может как облегчить себе деловое общение (сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей), так и затруднить или даже сделать это общение невозможным. Для того чтобы оно было конструктивным, необходимы:

  1. Понимание целей, задач, психологического состояния партнера по общению.
  2. Способность к пониманию личностных особенностей партнера.
  3. Способность ставить себя на место партнера.
  4. Доверительность коммуникаций:
  • открытая демонстрация своих намерений;
  • проявление доброжелательности по отношению к партнеру;
  • деловая компетентность;
  • убедительные манеры;
  • устранение недопонимания.

Причинами недопонимания часто являются:

  • склонность не говорить того, что человек действительно думает и хочет;
  • стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотелось бы сообщить;
  • желание говорить самому, неумение слушать других;
  • стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить говорящего.

Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений.

Как показывает моя практика, в настоящее время очень многих интересует именно манипулятивное общение. Что же, это вполне объяснимо, так как очень важно самому научиться управлять поведением других (подчеркиваю – конструктивно) и при этом уметь избежать манипуляций по отношению к себе. Для вас я постараюсь приоткрыть некоторые маленькие тайны особенностей деловых манипуляций.

Каждая ситуация, в которой мы участвуем, – это театральное действие: налицо все жанры (от комедии до трагедии), действие интерактивное (еще минуту назад ты был зрителем, а теперь уже вовсю участвуешь в происходящем).

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.