Top.Mail.Ru

Разрабатываем инструкцию по делопроизводству на основе новых правил делопроизводства и методических рекомендаций

Прежде всего в статье дан алгоритм разработки и утверждения Инструкции по делопроизводству. Вы узнаете, что можно позаимствовать из Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Статью отличает системность подхода. При этом даны и конкретные рекомендации (например, объясняется, почему технологию работы с печатями и штампами не стоит включать в текст Инструкции по делопроизводству, а лучше выделить в отдельный регламент; почему в Правилах делопроизводства отсутствует раздел о контроле исполнения документов и в какой части этот аспект стоит регламентировать в разрабатываемой вами Инструкции).
Профессиональное сообщество с большим интересом встретило и приветствовало появление в качестве нормативного правового акта, имеющего общегосударственное значение, Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Они были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 (далее – Правила делопроизводства).

Правила делопроизводства:

  • содержат единые требования и нормы, устанавливающие рациональную организацию делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;
  • опираются на требования действующих законодательных актов об информации и документации;
  • устанавливают единство требований к работе с документами независимо от вида носителя;
  • учитывают требования к документам, установленные национальными стандартами РФ;
  • являются организационной, методической и правовой основой разработки конкретных инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

В Правилах делопроизводства регламентированы также и некоторые управленческие аспекты организации делопроизводства. Это – ориентация на обеспечение документами процессного подхода к управлению и нацеленность на достижение результата в соответствии с требованиями типовых административных регламентов, внедрение принципов линейно-функционального управления в процессе реализации функций делопроизводства, закрепление принципа рационального сочетания централизации и децентрализации.

Постановлением Правительства, утвердившим Правила делопроизводства, определен основной путь внедрения их требований – разработка в федеральном органе конкретной Инструкции по делопроизводству (далее – Инструкция). Приказом Федерального архивного агентства от 23.12.2009 № 76 утверждены Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (далее – Методические рекомендации), которых с нетерпением ожидали прежде всего сотрудники служб делопроизводства негосударственных организаций, для деятельности которых соблюдение рациональных, эффективных и, главное, одобренных государством правил работы с документами является приоритетным. Кроме того, Инструкция, устанавливающая единые требования к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности документов, создается с одинаковой целью в органах и организациях любого уровня и любой отрасли управления, имеет один и тот же предмет правового регулирования и практически одинаковую структуру.

Справка 1

Инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан.

(Единая государственная система делопроизводства. М., 1974)

Делопроизводство; документационное обеспечение (управления) – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

(ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»)

Управление документами (records management) – совокупность планомерных и эффективных действий по созданию, использованию, хранению и уничтожению документов в организациях с целью доказательства проведения деловых (управленческих) операций.

Система управления документами – информационная система, обеспечивающая сбор документов (включение документов в систему), управление документами и доступ к ним.

(ГОСТ Р ИСО 15489-1–2007 «СИБИД. Управление документами. Общие требования»)

Принципы разработки

Методические рекомендации устанавливают, что требования Инструкции должны распространяться прежде всего на организационнораспорядительные документы, а для работы с бухгалтерской, научно-технической и другой специальной документацией в Инструкции фиксируются лишь общие принципы, а также правила подготовки документов к передаче на архивное хранение.

Инструкция должна быть нормативной и технологичной, т.е. обеспечивать возможность сотрудникам организации ясно понимать и воспроизводить в процессе трудовой деятельности установленные нормы и правила. В Инструкции должны быть совершенно адекватно отражены происходящие в организации процессы развития, внедрение информационных технологий, необходимость следовать правилам и нормативам внешней среды и т.п. процессы, формирующие действительные потребности организации в нормативном регулировании делопроизводства. При разработке Инструкции важна точность проецирования норм и правил работы с документами на будущее, некоторое моделирование, выявление и учет возможных путей развития и организационных основ и технологии делопроизводства. Поэтому мы рекомендуем в конкретной Инструкции не осуществлять простое воспроизведение норм, правил и положений, установленных в Правилах делопроизводства или Методических рекомендациях, а формулировать и проектировать их с учетом стратегии, политики, реальных условий и направлений деятельности конкретной организации.

Известно, что название и заголовок документа играют первостепенную роль в его восприятии и понимании. Они определяют правильное его применение в конкретной ситуации. Название «Инструкция по делопроизводству» должно адекватно отражать предмет регулирования, который в современных условиях охватывает уже не один (работа с организационно-распорядительной документацией), а целый комплекс сложных аспектов работы с документами, т.к. понятия «делопроизводство», «документационное обеспечение управления» и «управление документами» воспринимаются как синонимичные, но все-таки не признаны полными синонимами.

Считается, что разработка Инструкции и своевременность внесения в нее изменений и дополнений (кстати, рекомендуем соблюдать принцип поддержки версионности данного документа) – это задача только службы делопроизводства или секретаря организации, т.к. они смогут легко выполнить эту работу при наличии примеров, образцов и уже утвержденных Методических рекомендаций. Такая кажущаяся простота, к сожалению, не обеспечит ни формирование, ни реализацию политики организации в сфере работы с документами и информационных технологий. Для разработки Инструкции целесообразно применить методы проектного управления и сформировать проектную/рабочую группу из специалистов, владеющих знаниями и опытом в конкретной предметной области «делопроизводство», а также в смежных предметных областях, где управленческий документ выполняет свою главную, правовую функцию (служба персонала, бухгалтерия, ИТ-подразделение, юридическая служба, клиентская служба и т.п.). Методы проектного управления предусматривают также экспертизу и апробацию подготовленных частей/разделов Инструкции или документа в целом, а также возможность приглашения внешних консультантов.

Этапы разработки инструкции

Алгоритм разработки Инструкции хорошо известен профессионалам в области делопроизводства, которые обычно выделяют в нем четыре этапа (стадии).

Изучение внешней нормативной среды

Первый этап можно назвать комплексным изучением внешней нормативной среды. Осуществляется анализ действующих нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию делопроизводства,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.