В первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы рассказали, как восстановить утерянные свидетельства о постановке на учет в фондах, как получить копию устава и дубликат свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ и др.
Не секрет, что в деятельности организации достаточно часто возникает ситуация, когда тот или иной документ оказывается испорчен или утрачен. Причины этого могут быть самыми различными – от безалаберности исполнителей до протечек труб и стихийных бедствий. Последствия могут оказаться очень серьезными. Мы постараемся дать несколько советов, как коммерческой организации с наименьшими потерями выйти из данной ситуации.
В любой организации существует множество видов документов. Будучи юристом, условно разделю их на три больших блока. При этом отмечу, что Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, разработанный , содержит 12 разделов, но подобное деление также достаточно условно и разработано прежде всего с учетом потребностей архивных учреждений.
В первый из трех блоков входят так называемые «документы по общей или производственной деятельности»; к ним прежде всего относятся учредительные документы, локальные нормативные акты организации, протоколы, решения и приказы органов управления и т.п.
Во второй входит документация, связанная с трудовыми правоотношениями в организации. К нему относятся личные карточки работников, трудовые договоры, приказы по личному составу, должностные инструкции и т.п.
Третий по счету, но не по значимости блок – это бухгалтерская документация. К ней относятся первичные бухгалтерские документы, данные регистров бухгалтерского учета, бухгалтерская и налоговая отчетность и т.п.
Стоит отметить, что подобное деление очень условно и отдельные документы могут одновременно являться первичными бухгалтерскими, регулировать трудовые отношения и производственную деятельность организации. Рассмотрим последствия утраты и способы восстановления документов из каждого блока в отдельности. В этом номере журнала разберемся с документами по «общей деятельности».
Документы по «общей деятельности»
Легального определения «документация по общей деятельности» в действующем законодательстве нет. По сути, все, что не является первичной бухгалтерской документацией и документацией, связанной с трудовыми отношениями, можно отнести именно к ним.
Из большого блока данных документов выделяются прежде всего учредительные документы организации. Действующее законодательство понимает данный термин достаточно узко:
Фрагмент документа
П. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ
«Учредительные документы юридического лица»
Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В деловой повседневной практике этот термин обычно толкуется более широко. К «учредительным документам» часто причисляют решения (протоколы) о создании организации, об утверждении устава или учредительного договора, свидетельства о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельства налоговой), а также извещения (свидетельства) о постановке на учет в фондах (ПФР, ФСС, ФОМС), договор с ФОМС. То есть тот набор документов, без которых функционирование организации невозможно. Действительно, не имея на руках протоколов, устава и свидетельств налоговой, невозможно ни открыть расчетный счет в банке, ни заключить договор с внимательным и серьезным контрагентом. На фоне обострения борьбы налоговых органов с фирмами-«однодневками» просьба к партнеру предоставить копии свидетельств налоговой и устава практически стала правилом делового оборота. А отсутствие свидетельств о постановке на учет в фондах серьезно затрудняет сдачу отчетности организации и может привести к ощутимым штрафам.
Поэтому утрата данных документов может существенно осложнить повседневную работу организации. Вместе с тем процесс восстановления данных документов достаточно прост и полностью отработан.
Проще всего получить дубликаты свидетельств о постановке на учет в фондах. Они выдаются по письменному запросу организации любому ее сотруднику при предъявлении доверенности (см. Примеры 1 и 2).
Ниже мы продемонстрируем несколько запросов на изготовление разных документов из разных госорганов, к каждому из них нужно будет составлять аналогичную доверенность на право получения конкретным человеком готового документа для вашей организации. Хотя при массовом восстановлении документов можно одной доверенностью поручить представителю (или сразу нескольким доверенным лицам) представлять интересы организации и получать документы в нескольких госорганах (именно такую доверенность мы демонстрируем в Примере 2).
Представитель не обязательно должен быть должностным лицом вашей организации (если это так, то перед именем человека пишется «гражданин» или «гражданка», возможно использование сокращения «гр.», например, «гр. Ивановой Ольге Михайловне»). Если же представитель организации является ее должностным лицом, то данная должность в доверенности может быть указана, но может и отсутствовать, здесь нет жестких требований.
Указание паспортных данных генерального директора не является обязательным реквизитом доверенности, однако в ряде регионов это требуется при представлении интересов организации в налоговой инспекции. Так, данное требование неоднократно озвучивалось автору в ИФНС № 46 г. Москвы.
Немного сложнее обстоят дела с получением копий устава и дубликатов свидетельств о внесении записей в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Необходимо заметить, что в настоящее время восторжествовала точка зрения, что оригинал устава организации существует только один и этот оригинал хранится в регистрирующих органах. Мы не будем здесь останавливаться на правовой оценке данного утверждения. Просто констатируем факт, что при первичной регистрации юридического лица выдает на руки заявителю документ, на котором стоит штамп «копия» либо «копия верна», а на обороте указано «оригинал документа хранится в регистрирующем (налоговом) органе». Таким образом, внешние контрагенты в принципе не узнают, выдаете вы им копию с документа полученного при регистрации юридического лица или изменений в устав или же с документа, полученного в инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) взамен утраченного.
Копия устава выдается в ИФНС по месту постановки организации на налоговый учет по запросу, сделанному в свободной форме (см. Пример 3). В ряде налоговых у заявителя могут попросить самостоятельно подготовить копию данного документа. Это требование не является обязательным и связано, как правило, с плохим техническим оснащением конкретной инспекции, а поскольку ситуация в этом отношении в последние годы значительно улучшилась, слышать его приходится все реже и обычно в отдаленных регионах.
Предоставление копии устава – это платная услуга. Размер платы за предоставление копии документа, содержащегося в ЕГРЮЛ, составляет 200 рублей за каждый такой документ. Размер платы за срочное предоставление информации составляет . Оплата может быть произведена через расчетный счет организации, при этом в налоговую необходимо предъявить платежное поручение с отметкой банка (синяя печать) о ее исполнении, или через банк от имени руководителя организации. Стоит отметить, что если платеж осуществляется от имени руководителя (физлица), то с этих сумм необходимо будет уплатить комиссию. Реквизиты для оплаты государственной пошлины можно найти на официальном сайте налоговых органов www.nalog.ru.
Сложнее обстоит дело с получением копий свидетельств о внесении записей в ЕГРЮЛ. Это связано прежде всего с активными действиями налоговых органов, направленными на борьбу с фирмами-«однодневками» и рейдерами.
Во-первых, налоговые органы требуют, чтобы в заявлении был указан номер записи в ЕГРЮЛ, которая подтверждалась бы данным свидетельством (см. Пример 4). На первый взгляд, это может представлять проблему, поскольку именно данное свидетельство и утрачено, но эта проблема очень легко решается. Достаточно получить выписку из ЕГРЮЛ (соответствующий запрос показан в Примере 5). В данной выписке содержится информация о всех регистрационных действиях, которые совершались в отношении организации начиная с момента ее внесения в реестр. Самой организации выписка выдается бесплатно в течение 5 рабочих дней или на следующий день после обращения за запросом (в этом случае необходимо заплатить те же 400 рублей). Выписку можно получить как в районной ИФНС по месту постановки на налоговый учет, так и в объединенных налоговых, осуществляющих регистрационные действия (в Москве это ИФНС № 46, в Санкт-Петербурге – ИФНС №15).
Еще одной серьезной проблемой при получении дубликатов регистрационных свидетельств может стать то, что заявления на восстановление утраченных свидетельств принимаются только лично от руководителя организации, поименованного в ЕГРЮЛ (именно такая практика сложилась в г. Москве). Выдача же может осуществляться и иному лицу по доверенности.
Необходимо понимать, что при выдаче нового свидетельства предыдущее теряет свою силу. В ЕГРЮЛ при этом делается запись: «Выданное свидетельство утрачено юрлицом» или «Выданное свидетельство о регистрации утрачено юридическим лицом». А значит, даже если утерянное свидетельство будет найдено, его значимость для организации уже равна нулю.
Как ни странно, но восстановить документы по общей деятельности, которые были только в распоряжении организации, зачастую бывает намного сложнее.
Например, в реальности практически невозможно восстановить ранее изданные приказы, особенно если они оказываются утраченными вместе с книгами регистрации; очень сложно восстанавливать утраченные локальные нормативные акты. Особенно это актуально для небольших организаций. В крупных фирмах всегда есть вероятность, что отдельные документы будут обнаружены у конкретных исполнителей.
Но и здесь могут возникнуть серьезные трудности, особенно если утраченными оказываются оригиналы документов, обязательных к ознакомлению. Работники достаточно часто отказываются подписывать восстановленные документы. Причем если они восстановлены «задним» числом, то главный аргумент – «почему я должен отвечать за то, что было «до», а если документ восстановлен текущим числом – «я не помню, что было в первом документе и не могу этот сравнить с предыдущим». В результате восстановление документов может вообще утратить смысл. Ведь их главное назначение – фиксация информации и распределение зон ответственности – может оказаться недостижимым.
В следующем номере мы рассмотрим общий алгоритм действий руководства организации при утрате документов, а также более детально остановимся на последствиях утраты кадровых документов и первичной бухгалтерской документации, на способах их восстановления.