Top.Mail.Ru

Приказы по командировкам в «серой зоне» законодательства

Какие командировки считаются длительными, а какие краткосрочными? Нужно ли разделять документацию по заграничным и внутрироссийским командировкам? Какие сроки хранения следует устанавливать для этих документов? Почему в Перечне сроки хранения документов по заграничным командировкам более длительные, чем по внутрироссийским?

После прочтения ст. 19 новой редакции Перечня1 у меня возник вопрос. В ней гораздо больше внимания уделено приказам о командировках по сравнению с действующим Перечнем:

  • приказы о длительных внутрироссийских и зарубежных командировках предписано хранить 75 лет;
  • а приказы о краткосрочных внутрироссийских и зарубежных командировках – 5 лет.

А какая командировка является краткосрочной и какая длительной? Где «граница»?

Заданный коллегой вопрос в очередной раз затронул еще не осознанный до конца нашими специалистами момент: у нас в области управления документами до сих пор существуют «серые зоны», в которых, ввиду отсутствия или неполноты законодательно-нормативной базы, приходится действовать по понятиям и традициям, сохранившимся еще с советских времен.

Документация по командировкам – наглядный тому пример. При работе с ней у специалистов постоянно возникают одни и те же вопросы:

  • Какие командировки считаются длительными, а какие краткосрочными?
  • Нужно ли разделять документацию по заграничным от документации по внутрироссийским командировкам?
  • Какие сроки хранения нужно устанавливать для этих документов? Почему в Перечне сроки хранения документов по заграничным командировкам установлены более длительные, чем по внутрироссийским?

Длительные и краткосрочные командировки – какая разница?

Прежде всего хочу обратить внимание на следующее: в конце 2008 года постановлением Правительства был изменен порядок направления работников в служебные командировки. В новом «Положении об особенностях направления работников в служебные командировки» не делается различия между российскими и заграничными командировками, не регламентируется в нем и длительность командировок.

Фрагмент документа

Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749)

1. Настоящее Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки (далее – командировки) как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.

Единственный документ, который до сих пор действует одновременно с «Положением» и в котором регламентируются сроки командировок, – это утвержденная еще в 1988 году Инструкция «О служебных командировках в пределах СССР». Но она относится только к внутрироссийским командировкам.

Фрагмент документа

Инструкция о служебных командировках в пределах СССР (утв. Минфином СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62)

4. Срок командировки работников определяется руководителями объединений, предприятий, учреждений, организаций, однако он не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути.

Срок командировки рабочих, руководителей и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должен превышать одного года.

В отдельных случаях более длительные сроки командировки могут устанавливаться руководителями министерств и ведомств СССР и Советами Министров союзных республик.

Хотя в нормативных актах регулярно упоминаются как краткосрочные, так и длительные командировки, чаще всего не дается разъяснения, что под этим понимается. Удалось найти несколько нормативных актов, из которых видно, что разные ведомства, исходя из собственных интересов, по-своему определяют, какие командировки считаются длительными.

Фрагмент документа

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (вступает в силу с 1 мая 2010)

61. Переоформление допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам независимо от срока действия производится в следующих случаях:

в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки...

Фрагмент документа

Методическое письмо по вопросам организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21.08.2007 № 26/197-5)

На избирательном участке, образованном руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения, в список избирателей при его составлении включаются подавшие личные письменные заявления избиратели, которые:

… постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках (не менее трех месяцев)...

Фрагмент документа

Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п)

18. Документ представляется в территориальный орган ПФР при регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования...

Если застрахованное лицо не имеет возможности лично заверить документ по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь (работодатель) указывает эту причину в документе, который заверяет.

Срок пребывания за границей приходится учитывать прежде всего из-за налогового законодательства. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации только в том случае, когда они фактически находятся на территории России не менее 183 дней в календарном году (т.е. более полугода). В противном случае...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.