• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» сентябрь 2010
  • Рубрика Права и обязанности

Ответственность за неправильное ведение, хранение, учет или выдачу трудовых книжек

  • 0 комментариев
  • 27 просмотров
За нарушения в сфере ведения, хранения, учета или выдачи трудовых книжек, вкладышей и бланков этих документов предусмотрена административная, дисциплинарная, материальная и даже уголовная ответственность. В первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы подробно разобрали административную ответственность: кого и за что могут наказать, виды наказаний, кто уполномочен привлекать к ответственности. Как обычно мы уделили внимание и практическим аспектам оформления документов.


Как вы уже убедились из ранее опубликованных статей цикла, посвященного трудовым книжкам, осуществлять любые действия с этими документами следует, избегая любых неточностей и соблюдая установленные требования. Связано это не только с возможными неблагоприятными последствиями для владельца трудовой книжки. В случае нарушения правил ведения, учета и хранения трудовых книжек, внесения в них записей как сама организация-работодатель, так и ее должностные лица могут быть привлечены к ответственности.

В предыдущих статьях мы подробно изучили требования нормативных правовых актов к правильному ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек в организации. Как известно, степень обязательности соблюдения тех или иных требований прямо пропорциональна размеру ответственности за их несоблюдение и неотвратимости этой ответственности. Таким образом, наше исследование вопросов, связанных с трудовыми книжками, было бы неполным без освещения особенностей привлечения к ответственности.

Для начала обратимся к уже знакомым по ранее опубликованным статьям Правилам:

Фрагмент документа
Свернуть Показать
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (далее – «Правила»):

45. Ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.

Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.

За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Как можно убедиться, в Правилах проводится разграничение ответственности за следующие основные группы нарушений:

  • за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них – этот вид ответственности установлен в отношении самой организации-работодателя;
  • за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек и вкладышей в них – специально уполномоченное лицо, назначенное приказом (распоряжением).

Однако Правилами установлены только общие подходы, указывающие на сферы ответственности организации и ее должностных лиц, а непосредственно виды ответственности и ее размеры следует искать в других нормативных правовых актах.

Так, в силу ст. 362 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами.

Далее подробнее остановимся на каждом из видов ответственности, которые установлены федеральными законами:

  • рассмотрим виды нарушений, за которые установлен тот или иной вид ответственности;
  • найдем ответ на вопрос, кто именно будет нести ответственность;
  • определимся с размерами каждого из подлежащих применению вида ответственности и сроками привлечения к ней;
  • установим лица, уполномоченные привлекать к ответственности за подобные нарушения.

В этом номере журнала мы познакомимся с ключевыми аспектами административной ответственности. В следующем – с особенностями дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Административная ответственность

Административная ответственность в интересующей нас сфере деятельности установлена двумя статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Фрагмент документа
Свернуть Показать
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 13.20 «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов»

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.