В законодательство введено понятие «электронный документ» (причем новые терминологические игры не так безобидны, как может показаться на первый взгляд). Ответы на обращения граждан государственные органы теперь смогут направлять электронным образом (кроме того, в электронной форме можно предоставлять дополнительные документы и материалы, необходимые для рассмотрения дела). Доступ к архивным документам будет предоставляться через Интернет (причем отдельные положения закона касаются не только госархивов, но и архивов коммерческих структур). Согласие на обработку персональных данных можно будет получать в электронном виде.
О Федеральном законе № 227ФЗ от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»» уже много чего было сказано и написано, особенно в Интернете, но масштабность происшедшего еще только предстоит осмыслить. Одновременно в 26 Федеральных законов были внесены изменения 1, связанные прежде всего с правовым закреплением возможности использования электронных документов в различных сферах деятельности.Поскольку изменения эти разнообразны и многочисленны, мы постараемся познакомить читателей с наиболее значимыми из них.
В законодательстве нашей страны есть ряд законов, которые можно условно объединить в так называемый «информационный» блок. Их положения в совокупности составляют ту основу, на которой строится информационное общество и «электронное правительство». В этот блок, в частности, входят следующие законодательные акты:
- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ,
- «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152ФЗ,
- «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59ФЗ,
- «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 года № 125ФЗ.
Во все перечисленные законодательные акты новый закон внес изменения. Анализ этих изменений показывает, что все вместе они существенно модифицируют законодательную базу, создавая благоприятные условия для использования электронных документов.
В законодательство введено понятие «электронный документ»
Знаковым моментом является то, что теперь в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» появилось определение понятию «электронный документ». Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дополнена подпунктом 11.1 следующего содержания:
Фрагмент документа
Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
11.1) электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационнотелекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Сразу, правда, возникает вопрос: как это определение соотносится с уже существовавшими в законе понятиями «электронное сообщение» и «документированная информация»?
Фрагмент документа
Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
10) электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационнотелекоммуникационной сети;
11) документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Отбрасывая словесные красоты, получается, что отличие «электронного документа» от «электронного сообщения» заключается в «документированности» содержащейся в нем информации (помимо факта передачи по сети).
Документированная же информация, если сопоставить определение федерального закона с профессиональной терминологией отечественного делопроизводства, это хорошо всем нам знакомый «документ». В итоге «огородами» приходим к тому же, что в законе «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1ФЗ было записано просто и ясно:
Фрагмент документа
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1ФЗ. Статья 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронноцифровой форме.
Надо отметить, что эти терминологические игры не совсем безобидны – они открывают интересные возможности для адвокатов. Обратите внимание на то, что в определении документированной информации вместо привычного для специалистов слова «идентифицировать» стоит намного более двусмысленное «определить». Кроме того, всплывает вопрос о том, насколько широко можно трактовать понятие «материального носителя», ведь многие электронные документы на съемные носители не записываются...