Top.Mail.Ru

Документальное оформление замены отпуска денежной компенсацией

Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Автор дает правовые комментарии по вопросу образования «отпускных излишек», которые можно обменять на наличные деньги. Разъясняются правила документального оформления отзыва из отпуска, а также его переноса на другой календарный год. Описана технология замены основного отпуска денежной компенсацией с образцами оформления необходимых документов.

«Физики» и «лирики»

Статья 126 ТК РФ гласит: «Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах или работах с вредными или опасными условиями труда не допускается.»

Данное положение законодательства вызывало вокруг себя множество споров и дискуссий. Одни знатоки трудового законодательства утверждали, что переводу в денежный эквивалент подлежат только дни дополнительного оплачиваемого отпуска, другие же считали, что «обменять на наличность» можно и дни основного.

Письмо Министерства труда и социального развития от 25.04.2002 г. № 966–10 поставило точку в этом споре между «физиками» и «лириками». В частности, в нем было сказано, что решение этого вопроса возможно по соглашению сторон, или, иначе говоря, соответствующее положение Трудового кодекса можно применять и так, и эдак.

Процедура проведения замены отпуска денежной компенсацией на практике часто вызывает затруднения. Особенно много сложностей возникает в связи с «конвертацией» части основного отпуска, превышающей 28 календарных дней, в денежный капитал. В данной статье мы постараемся разъяснить, каким образом оформляется подобное превращение.

Откуда излишки?

Для образования «отпускных излишек», если можно так выразиться, необходимо, чтобы человек не отгулял полный отпуск или его часть за предыдущий период.

Согласно части 3 статьи 124 ТК РФ в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12-ти месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Норма, касающаяся данного вопроса, есть и в статье 125 ТК РФ. В частности, в части 2 данной статьи сказано, что отзыв работника из отпуска допускается только с его письменного согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течении текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Проанализировав эти положения ТК РФ, можно представить два случая, когда складывается ситуация, при которой сотрудник не отгулял отпуск в положенное ему время:

  • Первый вариант: сотрудник лелеял мечту уйти в отпуск, но для родной организации его потенциальное отсутствие грозило крахом и погибелью, в связи с чем руководство попросило бедолагу не покидать свой «отчий» дом, на что тот жертвенно согласился;
  • Второй вариант: сотруднику все-таки удалось уйти на покой, но посредине отпуска его опять-таки попросили вернуться, мотивируя тем, что без его присутствия в организации ну никак не обойтись.

В обоих указанных случаях, во-первых, желательно иметь письменное обоснование тому, что предоставление отпуска работнику может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации.

Во-вторых, необходимо получить письменное согласие работника:

  • в первом случае — только на перенесение отпуска на следующий год;
  • во втором случае помимо этого понадобится еще и согласие на отзыв его из очередного отпуска.

Отзыв из отпуска обычно оформляется следующим образом. Непосредственный начальник пишет служебную записку с просьбой отозвать из очередного отпуска своего подчиненного. В данном документе обязательно должна быть указана причина, по которой «бедолагу» возвращают на свое рабочее место. Согласие работника может быть подтверждено соответствующей надписью внизу данного документа. Предлагаем вам пример оформления служебной записки (см. Пример 1). На основе данной служебной записки издается приказ об отзыве работника из очередного отпуска (см. Пример 2).

Для получения согласия работника на перенесение отпуска на очередной календарный год можно составить уведомление (см. Пример 3) и уже на его основании издать приказ (см. Пример 4).

 
 

Техника замены основного отпуска денежной компенсацией

Итак, дни основного оплачиваемого отпуска «передвинулись» на следующий период. Наступает новый рабочий год и у сотрудника появляется выбор:

  • либо отгулять все «набежавшие» дни в совокупности (28 полагающихся в этом году дней плюс неотгуленный отпуск за прошлый год),
  • либо отдыхать только 28 дней основного отпуска, остальные же заменить денежной компенсацией.

Чтобы получить денежную компенсацию, работнику следует написать письменное заявление. Выражение согласия в иной форме (составление соглашения, «утвердительная» надпись на служебной записке или уведомлении) будет противоречить ТК РФ. Трудовой кодекс предполагает, что инициатива подобной замены должна исходить исключительно от работника.

Допустим, что работник не смог отгулять все 28 календарных дней отпуска, полагающиеся ему за период с 02.09.2004 по 01.09.2005, а был в отпуске только с 04.06.2004 по 19.06.2004 — 15 дней. Тогда заявление сотрудника будет выглядеть так, как показано в Примере 5.

На основании заявления издается соответствующий приказ. См. Пример 6. Стоит отметить, что работник может попросить заменить денежной компенсацией не только весь «хвостик» в 13 календарных дней, превышающих 28, но и 12, 11, 10 дней и т.д. Тогда он будет отдыхать соответственно 29, 30 или 31 день.

В личной карточке работника (форма Т–2) делаются необходимые записи (фрагмент данной формы см. в Примере 7).

 
 
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Составление и оформление справок

Разбираем правила составления информационной справки и справки по личному составу. Какие реквизиты обязательны, а какие факультативны для внутренней и внешней справки. Варианты их оформления показаны на примерах целых документов и отдельных реквизитов. Как указывать получателя справки, когда он точно известен и когда не известен. Когда нужен оттиск печати. Кому подписывать. Сколько действует справка. Приведены примеры справок о состоянии исполнения приказов и распоряжений за месяц, об объеме документооборота за год, о работе по совместительству, о занятости и среднемесячном доходе с отпуском – по типовому формуляру, а также справки о среднемесячном заработке по утвержденной Минтрудом РФ форме.

Оформление в протоколе совмещенных и дистанционных заседаний

Какова специфика оформления протокола заседания, на котором все или часть участников присутствует дистанционно: как отразить место проведения, идентифицировать участников, как подписывать протокол, что делать, если в процессе заседания «упала» связь и количество участников изменилось. Показываем примеры возможных вариантов оформления, обращая ваше внимание на специфику требований к протоколам собраний / заседаний разных коллегиальных органов в разных организациях.

Составляем график отпусков на следующий год

По какой форме составлять график отпусков, как нумеровать, надо ли прошивать. Кому подписывать. До какой даты его надо успеть утвердить. Сколько потом хранить. Какие организации его могут не оформлять. Чьи пожелания о времени отпуска работодатель обязан удовлетворить. Какие виды отпусков включать в график. Что делать с отпусками за 1-й год работы (всей организации или отдельных новых сотрудников). Как оформить ознакомление работников, в т.ч. дистанционных, с утвержденным графиком. Штрафы за нарушения, связанные с оформлением и исполнением графика отпусков. Мы приводим не только примеры оформления и нормы ТК РФ, но еще обращаем ваше внимание на риски там, где практика «разношерстная», приводим разъяснения различных ведомств, на которые можно будет опереться.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?