Top.Mail.Ru

Получаем деньги по расходному кассовому ордеру

Каков порядок получения наличных по расходному кассовому ордеру? В каких случаях допустимо отсутствие подписи руководителя на этом документе? Какие проблемы вам будут грозить при подписании не до конца заполненного «расходника»? Какой удостоверяющий личность документ потребует у вас кассир и в каких случаях нужно запастись доверенностью?
Получение зарплаты и отпускных, подотчетных и др. денег, как правило, оформляется расходным кассовым ордером. Реже встречаются безналичные расчеты (с перечислением денег на зарплатные карты) или выдача наличных по ведомостям. Мы же сейчас рассмотрим самый распространенный способ получения наличных от организации – по расходному кассовому ордеру (РКО) или, как его еще называют, по «расходнику».

Форма документа

Кассовая дисциплина регламентируется «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 г. № 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций). Согласно этому документу все движения денежных средств оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Для выдачи денег предусмотрена форма № КО-2, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88.

Познакомимся с этим документом поближе. Его условно можно разделить на четыре части (см. образец документа в Примере 3):

  • первая часть – «официальная». В ней содержится информация об организации, структурном подразделении, номер и дата «расходника»;
  • вторая часть – «бухгалтерская». В ней указывается, кому выдаются деньги, в каком количестве и на каком основании, проставляется корреспонденция счетов бухучета;
  • третья часть отводится получателю. Он собственноручно пишет, сколько денег и когда получил, ставит свою подпись;
  • четвертая часть отведена кассиру. Он должен расписаться и сделать отметку о документе, который предъявил получатель для идентификации своей личности.

Порядок действий

Расходные кассовые ордера должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно. Бланк РКО может быть заполнен чернилами, шариковой ручкой, но в последнее время благодаря автоматизации «расходники» все чаще распечатываются на принтере. Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются!

1. Сначала бухгалтерия заполняет первую и вторую части РКО.

2. Затем документ должен быть подписан главным (старшим) бухгалтером; он также должен содержать распорядительную подпись руководителя организации или лица, уполномоченного на то письменным распоряжением руководителя. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна (пункт 14 Порядка ведения кассовых операций).

3. Подписанный «расходник» передается кассиру. Выдачу денег из кассы осуществляет именно он. Должность кассира обязательна на любом предприятии. Просто в маленьких фирмах эти обязанности может выполнять главный бухгалтер, а при его отсутствии – и руководитель, что должно быть оформлено внутренними документами организации 1.

4. Выдать деньги кассир может только лицу, указанному в качестве получателя в РКО. Поэтому вам нужно будет предъявить ему документ, удостоверяющий вашу личность. А теперь поясним, какие документы могут быть признаны удостоверяющими личность. Согласно Федеральным законам «О гражданстве Российской Федерации» и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» это:

  • паспорт гражданина РФ, используемый на территории России;
  • паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность и за пределами России, – «загранпаспорт»;
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт и паспорт моряка;
  • удостоверение личности.

Обратите внимание: водительские права, военный билет и прочие документы не могут быть приняты в качест ве документа, удостоверяющего личность (они лишь удостоверяют наличие специального права у конкретного физического лица, его отношение к военной службе и т.п.).

Итак, данные документа, удостоверяющего личность (его наименование и номер, кем и когда выдан), должны быть вписаны в «расходник».

Это общее правило, у которого есть только одно послабление. Если деньги выдаются не стороннему лицу, а организацией-работодателем своему работнику, то данные его паспорта уже есть в бухгалтерии и потому могут быть вписаны в «расходник» заранее, а не с предъявляемого документа при получении денег. При этом на небольшом предприятии , где все знают друг друга, личность работника кассир установит и без...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?