Top.Mail.Ru

Опоздание на работу: документальное оформление и меры воздействия

Какими документами, кроме акта, можно фиксировать факт отсутствия сотрудника на рабочем месте? Есть ли разница между актами об отсутст­вии и об опоздании работника? Какой состав привлеченных свидетелей можно считать идеальным? Как быть, если работник отказывается ставить свою подпись об ознакомлении с актом? Почему так важно выяснить причину опоздания и как это сделать при помощи документов? И в завершении – ряд рекомендаций, которые пригодятся, если опоздали вы сами.

Документальное оформление факта опоздания на работу

В прошлом номере журнала мы разобрались, что следует считать опозданием на работу. Сейчас предлагаем приступить к следующему вопросу: каким образом такие опоздания могут быть зафиксированы? Как правильно составить документы, подтверждающие факт опоздания. Без них принятие мер к нарушителю трудовой дисциплины может повлечь неблагоприятные последствия для самого работодателя, если работник будет оспаривать факт опоздания на работу, например, в судебном порядке или путем обращения в инспекцию труда.

Варианты организации контроля за соблюдением трудовой дисциплины

Во многом порядок составления фиксирующих документов зависит от действующей в организации системы контроля соблюдения трудовой дисциплины. Если она не налажена, отследить и зафиксировать факт опоздания будет сложно.

Содержание оформляемых документов в некоторой части зависит от того, каким именно образом обнаружен факт неявки работника на работу в установленное время. Поэтому кратко остановимся на возможных вариантах:

  • Во-первых, в зависимости от того, кто данный контроль осуществляет, все методы контроля соблюдения трудовой дисциплины в организации условно можно разделить на следующие виды:
    • централизованный – когда контроль соблюдения установленных правил, касающихся рабочего времени, возложен на отдельное структурное подразделение (например, эти функции могут быть поручены кадровой службе) или должностное лицо организации (например, табельщик);
    • децентрализованный – когда руководитель каждого структурного подразделения самостоятельно следит за соблюдением трудовой дисциплины подчиненными работниками и, при необходимости, инициирует вопрос о применении мер к ее нарушителям;
    • смешанный – когда отдельные функции по контролю соблюдения подчиненными работниками режима работы возложены на руководителя подразделения, а общие вопросы трудовой дисциплины решаются централизованно.
  • Во-вторых, в Правилах внутреннего трудового распорядка (далее по тексту – ПВТР) нужно указать:
    • структурные подразделения и/или должностные лица, ответственные за выявление нарушений трудовой дисциплины в части своевременного появления работников на работе;
    • какие действия следует осуществлять в случае выявления подобного нарушения.
  • В-третьих, в организации может в принципе отсутствовать система контроля за соблюдением трудовой дисциплины как таковая, поэтому в случае если будет выявлено опоздание на работу, придется «действовать по ситуации».

Общие рекомендации

Однако при любом развитии событий есть некоторые общие моменты, которые необходимо знать и учитывать при составлении документов на стадии фиксации факта опоздания.

Прежде всего говорить об опоздании на работу можно только тогда, когда работник не появился в свой рабочий день на рабочем месте ко времени, установленному ПВТР и/или трудовым договором как время начала работы. Соответственно, если конкретное время начала течения рабочего времени до сведения работника в письменной форме (под его личную подпись) не доведено или не установлено в трудовом договоре, то последующие «телодвижения» работодателя с целью призвать работника к порядку (наказать за опоздание) будут безосновательными. Если время начала работы было оговорено лишь устно, то это, как говорится, к делу не пришьешь.

Если вы обнаружили факт опаздания работника и намерены в дальнейшем наказать его за это, то документальное оформление факта опоздания становится обязательным. В противном случае у организации не будет доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, а на словах ни один проверяющий или судебный орган работодателю не поверит. Ведь бремя представления доказательств нарушения трудовой дисциплины работником возложено законом и судебной практикой именно на работодателя!

Важно установить причину опоздания на работу. Для этого, а также чтобы иметь в дальнейшем законную возможность применить меры дисциплинарного воздействия, необходимо запросить у работника письменные объяснения.

Акт – документ главный, но не единственный!

Трудовое законодательство не содержит указания на документы, которые должны быть составлены для подтверждения факта прихода на работу с опозданием. Поэтому сказать, что в каждом конкретном случае необходимо составлять строго определенный документ, нельзя.

На практике при выявлении данного факта составляются акты за подписями 2-3 работников организации, которые впоследствии смогут подтвердить отсутствие работника в установленное время на работе.

Что касается самих актов, то их название в принципе значения не имеет. Это может быть акт об отсутствии работника на рабочем месте, акт об опоздании на работу. Главное, чтобы обстоятельства опоздания были надежно и подробно зафиксированы.

Давайте разберем, как составляются подобные и сопутствующие им документы.

Составлению акта предшествуют, как правило, различные действия, которые также целесообразно оформить документально. С одной стороны, чем больше документов будет составлено, тем сложнее будет работнику оспорить факт опоздания, если оно реально имело место. А с другой, с точки зрения объективности, не придется в последующем восстанавливать в памяти события, которые имели место в день опоздания, и не будет допущено искажение фактов.

Порой составление акта может оказаться нецелесообразным, исходя из сопутствующей опозданию обстановки и систем контроля за соблюдением трудовой дисциплины, используемой в компании. Так, если в организации используется централизованная система контроля соблюдения режима рабочего времени, то факт явки на работу может отмечаться:

  • в журналах (например, каждый работник может быть обязан сделать отметку в журнале по приходу на работу с указанием даты и времени прихода, удостоверив эти сведения своей личной подписью1, либо такую отметку за своей подписью делает специальный сотрудник, которому поручено фиксировать время явки работников),
  • с помощью специальных систем контроля и управления доступом (СКУД, как правило, включает электромагнитные замки, считывающие устройства, домофоны, сигнализирующие устройства, контроллер (устройство, содержащее базу данных и управляющее остальными компонентами системы), консоль администратора (пульт управления системой на базе ПК)). Такие системы позволяют не только не допускать проникновения посторонних на охраняемую территорию, но и в оперативном порядке фиксировать и учитывать время явки сотрудников на работу.

И если кто-то не явился на работу в установленное время, работник, ответственный за осуществление контроля, оперативно фиксирует данный факт в том же журнале (или распечатке данных СКУД) и докладной записке на имя уполномоченного руководителя.

Однако не все организации могут похвастаться наличием отлаженно функционирующей системы такого контроля, поскольку это требует специальных технических средств и дополнительного персонала. Поэтому во многих случаях такой контроль может проводиться хоть и централизовано, но выборочно. Допустим, в отдельные дни работники кадровой или иной уполномоченной службы2 будут проводить обход или иным образом выявлять, кто находится на работе, а кто отсутствует. Затем, также в оперативном порядке, может быть составлена докладная записка на имя руководителя кадровой службы (административного аппарата или иного подразделения согласно распределению функций и существующей организационной структуры компании) и/или руководителя того структурного подразделения, в котором работает сотрудник, замеченный в опоздании.

Образец докладной записки приведен в Примере 3.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Временные послабления в процедуре проведения годовых общих собраний в ООО и АО

Главная особенность общих собраний текущего 2024 года – ​возможность провести их в заочной форме, даже если законом требуется проведение очного собрания. При этом общий порядок созыва собрания сохраняется и требуется учесть время на уведомление участников (акционеров). Увеличен минимальный процент голосующих акций, дающий специальные права акционерам. Также особые правила введены для определения кворума при принятии решений на собраниях некоторых хозяйственных обществ. Продлен срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) АО. Срок действия у перечисленных послаблений разный, так что на это тоже обратите внимание!

Покупаем авиабилеты: где лучше бронировать и на чем лететь

При организации командировок и турпоездок (для себя и своего шефа) часто важной задачей является грамотная покупка авиабилетов. Научим находить максимально выгодные ценовые предложения на нужный вам уровень сервиса. Где можно купить авиабилеты: не только на сайтах авиакомпаний и агрегаторов, но и у туроператоров, в системах бронирования, в т.ч. В2В – даем адреса полезных сайтов и объясняем плюсы и минусы каждого варианта. Какие бывают типы рейсов и самолетов, на что это влияет. Как разные классы обслуживания отличаются между собой по сервису до и во время полета, по цене билета. Как можно повысить класс обслуживания. Почему лучше регистрироваться в программах лояльности.

Выбираем тип маршрута для авиаперелета

Рассмотрим основные типы перелетов – в один конец (one way) и с возвратом (round trip) – что дешевле и где риски. Пополним копилку «авиазнаний» другими менее известными вариантами перелетов. А заодно проясним часто задаваемые вопросы: по каким документам можно бронировать билеты, сколько ошибок можно допустить, зачем заранее регистрироваться на рейс.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).