• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» январь 2009
  • Рубрика Актуальное интервью

Фискальный прогноз главного «метеоцентра»

  • 0 комментариев
  • 4530 просмотров
Какого курса будет придерживаться руководство страны в области налоговых правоотношений? Детали плана реализации основных направлений фискальной политики на ближайшие 2-3 года раскрыл заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин.


Судя по всему, предприниматели, наконец, дождались периода относительной стабильности налоговой системы. О том, что кардинальных изменений, связанных с ее перестройкой, в ближайшем будущем не будет, заявил заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин. По его словам, в предстоящую трехлетку возможно лишь совершенствование ныне действующего законодательства.

Сергей Викторович, сегодня страна находится в сложных экономических условиях, которые, несомненно, оказывают влияние и на налоговую политику государства. Стоит ли ожидать серьезных изменений фискального курса?

– Действительно, финансовый кризис сказывается и на налоговой политике. Так, в конце прошлого года приняты дополнительные «антикризисные» меры, которые призваны сократить издержки налогоплательщиков на исполнение своих обязанностей перед бюджетом. Однако они отвечают тенденциям развития налоговой системы, которые закладывались в законах, принятых в последние несколько лет.

Налоговая система развивается по двум взаимодополняемым направлениям: от масштабных изменений к поправкам в НК РФ в рамках отдельных видов деятельности и снижению фискальной нагрузки не посредством уменьшения ставок налогов и предоставления льгот, а за счет сокращения затрат на налоговое администрирование. Ведь уменьшение издержек налогоплательщиков не должно нарушать баланс бюджетной и налоговой системы.

– Не будем останавливаться на обсуждении того, что уже сделано в развитии этих направлений. Давайте заглянем в ближайшее будущее. Многих представителей бизнеса волнует вопрос упразднения ЕСН. Расскажите о сроках и основных критериях данного проекта.

– На этот проект наложились изменения в пенсионной реформе и сложности в финансовом секторе, но принципиальное решение об упразднении единого социального налога принято. Основные параметры решения: переход от ЕСН к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26% от фонда оплаты труда, а совокупный тариф на все виды страхования, в том числе медицинское и социальное, составит 34%. При этом страховые взносы не будут начисляться на годовой заработок более 415 тысяч рублей. Такую сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране. Предполагается, что данные изменения вступят в силу в 2010 году. Коррективы коснутся и смежного законодательства, включая возможное изменение порядка формирования дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий физлиц. Вопрос о том, как это будет происходить, лучше адресовать Минздраву.

– Какой госорган будет администрировать страховые взносы?

– Относительно данного вопроса рассматриваются два варианта: функцию администрирования в полной мере будет выполнять либо Пенсионный фонд, либо налоговые органы.

Мнение

Е.И. Соколова, главный бухгалтер ООО «Молот»:

«Замена ЕСН страховыми взносами – это компромиссное решение, построенное на предложениях двух соавторов пенсионной реформы – Минфина и Минздравсоцразвития. Но при этом общая нагрузка на бизнес вырастет, на чем настаивал Минфин. Стоит отметить оперативность принятия решения по сложной схеме пенсионной реформы».

Мнение
Свернуть Показать

Александр Жириков, председатель Совета директоров группы предприятий «Мега»:

«Если «реформа» ЕСН состоится, то платить придется всем предприятиям, в том числе применяющим специальные налоговые режимы или работающим в особых экономических зонах.

На мой взгляд, совершенно неправильно увеличивать налоговую нагрузку на малый бизнес, особенно на стартующие предприятия. Поступающих в бюджет налогов от этих предприятий явно будет недостаточно, чтобы решить проблемы, ради которых затеяна данная «реформа».

– Финансовое ведомство неоднократно высказывалось о планах реформирования специальных режимов налогообложения. Каким образом они будут реализованы?

– Министерство финансов будет пресекать попытки уклонения от уплаты налогов, в том числе с использованием спецрежимов, которые многие ошибочно считают льготными. Планируется принятие законодательных мер по сокращению сферы применения УСН и ЕНВД, что наглядно можно продемонстрировать на примере вмененного режима. С 2009 года перейти на ЕНВД не смогут организации с численностью сотрудников более 100 человек, а также компании, в которых доля участия других организаций составляет свыше 25%. Предприятиям, не отвечающим новым критериям, но уже работающим на ЕНВД, с 1 января 2009 года придется перейти на общую систему налогообложения. В части УСН, мы считаем, должна получить развитие патентная система, которая в перспективе полностью заменит спецрежимы.

Упрощенная система налогообложения на основе патента не является чем-то новым для Налогового кодекса (ст. 346.25 НК РФ), вместе с тем только с 1 января 2009 года индивидуальные предприниматели получат реальную возможность использовать ее преимущества.

С 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ», суть которого применительно к УСН на патенте заключается в снятии запрета на использование предпринимателем наемных работников, а также запрета на занятие на патенте только одним видом деятельности, в расширении видов деятельности, осуществлять которые можно на патенте. Обоснованное решение о применении УСН на патенте может стать действенным инструментом в руках малого бизнеса в условиях кризиса, вынуждающего максимально сократить расходы, в том числе связанные с налоговыми платежами.

Справка
Свернуть Показать

«Плюсы» применения УСН на патенте:

  1. отсутствие зависимости между суммой полученного дохода и размером налога, подлежащего уплате;
  2. дешевизна патента;
  3. отсутствие обязанности по представлению налоговых деклараций. Следовательно, камеральные налоговые проверки текущей деятельности упрощенца на патенте инспекцией не проводятся. Правда, обязанность по представлению отчетности в Пенсионный фонд и фонд социального страхования у предпринимателя на патенте остается неизменной;
  4. легальный обход ЕНВД (подп. 4 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);
  5. патент выдается на квартал, полугодие, 9 месяцев или календарный год;
  6. возможность осуществлять на патенте несколько видов деятельности;
  7. получение контрагентом документально подтвержденных расходов, связанных с деятельностью предпринимателя на патенте;
  8. простота налогового учета. Учитывается только доход в книге учета доходов и расходов, которая сдается в налоговый орган лишь после окончания того периода времени, на который выдан патент.

– Как планируется повышать уровень налогового администрирования?

– Развивая второе направление налоговой политики, Минфин продолжит работу по улучшению взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. С этой целью принимаются административные регламенты деятельности налоговых инспекторов, в которых прописывается пошаговая процедура взаимоотношений с налогоплательщиком, который обращается, к примеру, за справкой о состоянии расчетов, представляет декларацию, желает получить письменное разъяснение о применении налогового законодательства.

Улучшению взаимоотношений бизнеса и фискальных органов служит и утверждение критериев оценки работы налоговых органов, в состав которых входят и количество жалоб на работу инспекций, и результаты рассмотрения споров с налогоплательщиками в судах. В зависимости от этих показателей определяется материальное стимулирование контролеров. Тем самым налоговые инспекции будут финансово отвечать за взаимоотношения с налогоплательщиками.

– Вероятно, на взаимоотношения фискальных органов и налогоплательщиков окажет влияние и необходимость досудебного обжалования налоговых споров. Как Вы оцениваете перспективы этой новации?

– Апелляционное обжалование тех решений инспекторов, выносимых по итогам налоговых проверок, с которыми компания не согласна, стало обязательным с 1 января 2009 года. По мнению Минфина, это позволит сократить количество фискальных споров, доходящих до судов. Определенный риск досудебного обжалования, безусловно, присутствует, поскольку не всегда в установленный срок налоговый орган сможет рассмотреть жалобу компании. Также не хотелось бы, чтобы эта процедура превращалась в формальность, когда правила досудебного обжалования соблюдаются, но за защитой своих прав налогоплательщику приходится идти все-таки к арбитрам. К сожалению, установленные правила не для всех случаев четко определяют срок вручения и рассмотрения жалоб. А в некоторых моментах положения НК РФ, касающиеся данного вопроса, противоречат Арбитражно- процессуальному кодексу. Эти недочеты будут ликвидированы.

Мнение

Олег Пантюшов, член Адвокатской палаты г. Москвы:

«Проблема в том, что в НК РФ не урегулирована должным образом процедура рассмотрения апелляционной жалобы. А это снижает гарантии для налогоплательщиков. Кроме того, неизвестно, смогут ли налоговые органы четко организовать данный процесс и уложиться в отведенные законом сроки рассмотрения апелляций».

Мнение
Свернуть Показать

Павел Старинский, аудитор КГ «Михайлов и партнеры»:

«По статистике, количество обращений в арбитражный суд, связанных с применением налогового законодательства, увеличивается с каждым годом. При этом доля удовлетворенных требований достаточно высока. Очень важно, чтобы новый досудебный порядок способствовал упрощению механизма разрешения споров, а не стал новым оружием давления на налогоплательщика. Введение данной нормы позволит существенно снизить нагрузку на арбитражные суды, однако для этого необходимо создать четкий механизм взаимодействия всех участников хозяйственного процесса. К сожалению, в сегодняшнем виде закон, вносящий поправки в первую часть НК РФ, не достаточно проработан и требует дополнений и уточнений, без которых добиться каких-либо положительных сдвигов не получится».

– Уже достаточно долгое время ведется обсуждение реформы трансфертного ценообразования. Какова ее судьба?

– Минфин уже разработал новую главу Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании. Кстати, планируемые изменения в этой сфере помимо прочего будут способствовать и сокращению судебных споров. Дело в том, что в рамках законопроекта о трансфертном ценообразовании планируется утвердить перечень случаев, когда инспекторы могут проверять цены, применяемые налогоплательщиками. Список контролируемых сделок будет включать внешнеторговые сделки с биржевыми товарами; сделки с услугами; с лицом, которое зарегистрировано на территории государства, не участвующего в информационном обмене с налоговыми органами. Среди сделок внутри страны особое внимание будет уделено сделкам с взаимозависимыми лицами и сделкам, по которым доходы и расходы в течение года составляют значительные суммы. Тем самым сфера контроля за трансфертным ценообразованием будет ограничена. Рассмотрение данного законопроекта взаимосвязано с проектом закона о консолидированной отчетности. По нашим оценкам, возможно, что эти документы вступят в силу с 2010 года. Кроме того, в перспективе планируется обязывать предпринимателей проставлять в налоговых декларациях сведения об иностранных аффилированных компаниях.

Сократить количество судебных споров позволит и право инспекторов выносить по итогам проверок деклараций по НДС решения о согласии на возмещение сумм налога или отказе в этом. И рассмотрении в апелляционном или судебном, при необходимости, порядке только той суммы, в отношении которой имеются возражения налогового органа.

– Ранее от представителей финансового ведомства поступала информация, что в конце 2008 года пройдет эксперимент по внедрению электронного документооборота счетов-фактур. Однако в права вступил уже 2009 год. Не изменил ли Минфин своего отношения к виртуальным счетам-фактурам?

– Начало эксперимента запланировано на I-II кварталы 2009 года в Москве. Участники эксперимента в добровольном порядке смогут вести счета-фактуры в электронном виде с электронной цифровой подписью (ЭЦП), дублируя их бумажными счетами-фактурами. Если опыт окажется удачным, в Налоговый кодекс внесут изменения, разрешающие применение электронных счетов-фактур, подписанных ЭЦП.

– И в заключение – коснутся ли в ближайшем будущем изменения порядка налогообложения дивидендов? Не планируется ли пересматривать ставки по НДФЛ и перечень региональных и местных налогов?

– В настоящее время рассматриваются возможности снижения доли стратегического участия с тем, чтобы большее количество компаний могло воспользоваться нулевой ставкой по дивидендам. Но эти меры ведут к уменьшению поступлений в казну и, скорее всего, будут реализованы не ранее 2010 года. Напомню: с целью стимулировать регистрацию холдинговых компаний на территории России с 2008 года обнулено налоговое обязательство по дивидендным выплатам. Воспользоваться нулевой ставкой можно при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация в течение 365 дней непрерывно владеет на праве собственности 50-процентным и выше вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды компании или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. Кроме того, стоимость приобретения и (или) получения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, должна превышать 500 млн руб.

Что касается ставки НДФЛ, а также перечня региональных и местных налогов, то они в обозримом будущем останутся неизменными.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.