- Журнал «Юридический справочник руководителя» июль 2010
- Рубрика Взаимоотношения с государственными органами
Кассовая дисциплина
- 0 комментариев
- Косульникова Марина | главный бухгалтер ООО «Галан»
Не заполнено обязательное поле Логин или E-mail.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета Директоров ЦБ от 22.09.1993 г. № 40 (далее – Порядок № 40).
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа (ст. 15.1 КоАП):
В данном случае речь идет о следующих нарушениях:
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров (п. 39 Порядка № 40).
Далее рассмотрим эти и другие виды кассовых нарушений подробнее.
Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 г. № 14-П утверждено Советом директоров Банка России 19.12.1997 г. (далее – Положение № 14-П).
Как правило, обслуживающие банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026. При необходимости копии справок направляют в налоговый орган для принятия к компаниям мер административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью (п. 2.14 Положения № 14-П).
В ходе банковской проверки рассматриваются:
Отметим, что согласно п. 1 ст. 7 Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) и п. 1 Приложения 7 к Положению № 14-П контроль за полнотой оприходования выручки возложен на налоговые органы (письмо УФНС по г. Москве от 01.07.2005 г. № 22-07/46541.2).
Административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ, относятся к нарушениям в сфере финансов. Ведь согласно п. 2 постановления Пленума ВАС от 27.01.2003 г. № 2 административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена в статьях 15.3–15.9 и 15.11 КоАП РФ. При этом в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (по делу, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев), а за нарушение законодательства о налогах и сборах – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Указанный вывод подтверждает письмо УФНС по г. Москве от 23.04.2008 г. № 09-10/039388@.
Теперь рассмотрим, относятся ли нарушения, предусмотренные ст. 15.1 КоАП, к длящимся. Ведь при длящемся административном правонарушении сроки привлечения к ответственности начинают исчисляться не со дня его совершения, а со дня обнаружения правонарушения (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Итак, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражено в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Между тем невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением (п. 14 постановления Пленума ВС от 24.03.2005 г. № 5). К примеру, в постановлении Президиума ВАС от 31.01.2006 г. № 10196/05 прозвучало, что при неоприходовании денежной выручки моментом начала и окончания совершения административного правонарушения является день получения выручки и неоприходование ее в кассу.
Все чаще и чаще банки требуют с предпринимателей установления лимита остатка денежных средств в кассе и соблюдения порядка ведения кассовых операций. Между тем специалисты кредитных учреждений не учитывают тот факт, что указанный Порядок № 40 распространяется только на предприятия (п. 44 Порядка), а унифицированные формы учета кассовых операций утверждены для юридических лиц (п. 2 постановления Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88).
Тем не менее специалисты Центрального банка утверждают, что на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие порядка ведения кассовых операций. При этом они приравнивают предпринимателей к юридическим лицам на основании ст. 23 ГК РФ. Указанная точка зрения прозвучала в следующих письмах: Центрального банка от 17.07.2006 г. № 08-17/2540 от 25.03.2009 г. № 27-1-14/3946, от 03.02.2009 г. № 29-1-1-5/684, а также Московского ГТУ ЦБР от 20.02.2009 г. № 26-13-4-12/14232.
Представители Минфина также уверены, что на индивидуальных предпринимателей распространяется Порядок № 40 (письма Минфина от 25.01.2008 г. № 03-11-05/14 и от 06.03.2007 г. № 03-11-05/42, УФНС по г. Москве от 16.01.2007 г. № 18-12/3/002583).
Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь. |