• Журнал «Юридический справочник руководителя» октябрь 2010
  • Рубрика Трудовое законодательство

Дебиторская задолженность – следствие нерациональной организации труда

  • 0 комментариев
В каждой организации система оплаты труда выстраивается в зависимости от сферы деятельности. Для сотрудников, работа которых основывается на продажах, рациональным было бы результаты работы ставить в зависимость не только от объемов продаж, но и от объема денежных средств, полученных от покупателей. Иная модель организации труда может создать угрозу финансовой безопасности, поскольку в таком случае неизбежно формирование просроченной дебиторской задолженности. Практикой в этой области делится президент Ярославского фонда безопасности бизнеса.


Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы все бизнес­процессы были отлажены и ничего не угрожало безопасности организации. Среди множества проблем, возникающих при ­выстраивании системы управления бизнесом, наиболее распространена проблема неплатежей. Рассмотрим ситуацию, когда в компании угрозу финансовой безопасности создала такая система стимулирования сотрудников к труду, которая способствовала формированию ­просроченной дебиторской задолженности.

Чтобы избежать обмана со стороны сотрудников и конкурентов, необходимо на кого­то возложить обязанности по обеспечению безопасности, нужно иметь группу сотрудников, очень решительных и способных на стадии возникновения проблем предотвратить их неблагоприятные последствия. Но дело в том, что от «тупых и смелых» толку бывает мало, а «смелые и умные» дорого стоят. И возникает дилемма: создавать собственную службу безопасности или прибегнуть к услугам частных охранных и детективных предприятий, а в ­необходимых случаях – к коллекторским агентствам.

Как показывает практика, обезопасить свой бизнес можно, не имея «серьезной» службы безопасности, с достаточно скромным бюджетом (затратами), и не обязательно при этом быть волшебником.

Покажем, как это сделать, на конкретном примере. В Ярославский фонд безопасности бизнеса обратилась организация, которая попала в затруднительное положение в связи с растущей дебиторской задолженностью.

Нас в качестве сторонних специалистов пригласили наладить работу службы безопасности фирмы, занимающейся оптовой торговлей. Задача стояла простая – усилить службу безопасности и обеспечить возврат просроченной дебиторской задолженности. То есть мы выступали в роли своего рода коллекторского агентства. Фирму лихорадило оттого, что при росте просроченной дебиторской задолженности (сумма дебиторской задолженности около 5 000 000 руб­лей, просрочка по некоторым позициям достигала 500–600 дней) и необходимости обеспечить объем продаж фирме приходилось постоянно кредитоваться, а это увеличивает стоимость товара и снижает ­конкурентоспособность на рынке.

В процессе работы возник закономерный вопрос: почему возникает «дебиторка»? Ответ (после проведенного анализа) оказался прост – сотрудники организации были ориентированы только на распространение товара (заметьте, не на торговлю, когда товар обменивается на деньги, а именно на распространение). Контролировать поступление денег за проданный товар менеджеры по продажам (торговые представители) не считали своей обязанностью, расценивая это как унижение. Подобное отношение торговых представителей к своей работе на 80% определялось неадекватной системой стимулирования труда. По сути, организация воспитала из своих сотрудников ­команду, которая и привела ее к краю банкротства.

Как это произошло?

По какой­то причине в систему стимулирования труда были заложены критерии, оценивающие (и финансово поощряющие) только объем распространенного товара (который считался «реализованным»). Подобную систему стоит использовать в период экспансии, завоевания рынка или при отсутствии конкуренции – когда перед ­организацией стоит задача наводнить рынок своей продукцией, сделать товар узнаваемым, приучить потребителя к данному товару. В результате организация имеет ­высокую динамику «реализации» при низких общих экономических показателях. После завоевания рынка или приручения потребителей система стимулирования трудовой активности должна быть ­пересмотрена: необходимо не только распространять товар, но и получать за него ­деньги – ­налаживать нормальную торговлю и извлекать прибыль.

В нашем случае организация не стала коммерческой, а осталась «благотворительной», поскольку в ней сформировалась определенная корпоративная культура, более свойственная клубу по интересам, чем коммерческой организации.

Сотрудники организации через некоторое время перестали ориентироваться на зарабатывание денег, а стали исправно получать гарантированное вознаграждение за определенный вид работы. Поскольку текучка в организации практически отсутствовала, вполне логично предположить, что такая ситуация сотрудников вполне устраивала, ­несмотря на отсутствие перспектив и некоторое снижение заработков.

Как это часто случается, выявить существующие проблемы помог взгляд со стороны: сказать о том, что «король­то голый», может только человек, не зависимый от «системы», не знакомый с ее структурой и принципами ее функционирования.

Приход новых сотрудников стал выявлять недостатки существующей корпоративной культуры. Один из таких примеров можно отнести к разряду трагикомических, но он иллюстрирует возможность выполнения производственных задач без формирования дебиторской задолженности.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.