• Журнал «Юридический справочник руководителя» январь 2009
  • Рубрика Налогообложение

Защита прав налогоплательщиков

  • 0 комментариев
  • 9 просмотров
Право защищать свою частную собственность гарантировано Конституцией. И пользоваться этим правом налогоплательщику приходится довольно часто: налоговые органы регулярно принимают в отношении компании спорные решения. Как отстоять свои интересы и сохранить имущество? Закон предусматривает для этого ряд способов, часть из которых активно используется, а часть – существует только в теории.


Статья 45 Конституции РФ гарантирует право каждого «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», а статья 35 – охрану законом права частной собственности. Разумеется, конституционные права и гарантии относятся и к сфере налоговых правоотношений.

Таким образом, компания имеет законное право защищать свою частную собственность, если инспекция претендует на большую сумму налоговых платежей, чем та, которая была рассчитана и перечислена компанией.

Причин защищать свои интересы от посягательств налоговых органов у налогоплательщика довольно много, в частности:

  • решение или нормативный акт налогового органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы организаций и граждан;
  • отказ налоговой возвратить из бюджета средства, списанные в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства;
  • незаконные действия или бездействие должностных лиц налогового органа и возмещение убытков, спровоцированных этим.

Заметьте, что данный перечень нельзя считать абсолютно исчерпывающим.

Возможность защищать свои права предусмотрена для налогоплательщика, в частности статьей 137 НК РФ, в которой сказано, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействия их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Существует несколько способов защиты налогоплательщиком своих прав. Среди них следует выделить:

  • административный способ;
  • судебный способ;
  • способ прокурорского реагирования;
  • президентский способ;
  • обращение в Конституционный Суд;
  • защита прав в международных судах;
  • самозащита прав.

Вне суда

Досудебный (административный) порядок обжалования ненормативного акта (решения) налогового органа, а также его действия или бездействия в вышестоящий налоговый орган установлен правилами статьи 139 и 101.2 НК РФ.

Если решение еще не вступило в силу...

Апелляционная жалоба может быть подана только на решение, не вступившее в силу, то есть не позднее 10 рабочих дней со дня получения организацией спорного решения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Подавать ее следует в письменном виде в налоговый орган, который принял спорное решение. И он, в свою очередь, обязан перенаправить ее в течение трех дней в вышестоящую инспекцию со всеми необходимыми документами по делу.

Адресатом апелляционной жалобы может выступать как руководитель инспекции, принявшей спорное решение (желательно с пометкой «для передачи в вышестоящую инспекцию»), так и непосредственно руководитель вышестоящего налогового органа.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящая налоговая или вышестоящий чиновник могут согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ:

  • оставить решение нижестоящей налоговой без изменений, а жалобу – без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять новое решение по существу вопроса;
  • отменить решение и прекратить производство по делу.

... и когда вступило

После вступления решения налогового органа в силу жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в обычном порядке. Подать жалобу на акт налоговой компания имеет право в течение одного года.

Внимание!

Один год исчисляется с момента вынесения решения, а не с момента его вручения представителю компании.

При этом срок подачи жалобы на действие (или бездействие) должностных лиц налогового органа составляет три месяца с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса). Это означает, что фирма, узнавшая, что ее права нарушены, может обратиться с жалобой в течение трех месяцев, но только в том случае, если эти три месяца и сам факт обнаружения нарушений укладываются в рамки одного года с даты вынесения решения.

Подача жалобы не приостанавливает процедуру принудительного исполнения решения налогового органа.

По жалобе вышестоящая налоговая может (п. 2, ст. 140 НК РФ):

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение;
  • если речь идет о бездействии инспекции или одного из чиновников, то вышестоящий налоговый орган должен принять решение по существу.

Чтобы определиться с выводами по жалобе, у вышестоящей инстанции есть один месяц со дня ее получения. В случае необходимости ожидания документов от нижестоящей налоговой этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.