• Журнал «Юридический справочник руководителя» июнь 2009
  • Рубрика Договорные отношения

Особенности аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

  • 0 комментариев
  • 15 просмотров
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор имеет право в пределах срока договора аренды передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Эти и другие вопросы, связанные с использованием имущества, находящегося в федеральной собственности, автор раскрывает на конкретных примерах из практики.


Правовой режим имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или административного органа РФ, имеет особенности. Рассмотрим на конкретных примерах вопросы регистрации, использования и передачи в аренду такого имущества.

Вопрос 1
Свернуть Показать

Муниципальное образование за счет собственных средств осуществляет уборку и содержание пляжной территории, являющейся курортом федерального значения, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации. Вправе ли муниципальное образование требовать с Российской Федерации выплаты суммы неосновательного обогащения, которое последнее сберегла, не осуществляя уборку и содержание принадлежащего ей имущества?

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Абзацем 3 ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее – Закон № 26-ФЗ) курорт федерального значения определяется как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.

В соответствии с подп. 15 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения относится к вопросам местного значения.

Согласно абз. 4 ст. 15 БК РФ вопросы местного значения решаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, расходы по содержанию указанного имущества должно нести муниципальное образование; следовательно, Российская Федерация не сберегла средства за счет муниципального образования, а в этом случае невозможно взыскание суммы неосновательного обогащения.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой.

Судебная практика

ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 06.12.2005 г. № Ф03-А51/05-1/3728 отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы неосновательного обогащения, так как ответчик не осуществил неосновательного приобретения или сбережения имущества истца.

Судебная практика
Свернуть Показать

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 20.08.2008 г. № Ф08-4277/2008 указал, что уборка пляжей в курортных городах, отнесенных к территориям, имеющим федеральное значение, осуществляется за счет местного бюджета.

Таким образом, муниципальное образование не вправе требовать с Российской Федерации выплаты суммы неосновательного обогащения, которое последняя сберегла, не осуществляя уборку и содержание принадлежащего ей имущества, так как неосновательное обогащение не имело места.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.