• Журнал «Юридический справочник руководителя» июнь 2009
  • Рубрика Договорные отношения

Особенности аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

  • 0 комментариев
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор имеет право в пределах срока договора аренды передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Эти и другие вопросы, связанные с использованием имущества, находящегося в федеральной собственности, автор раскрывает на конкретных примерах из практики.


Правовой режим имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или административного органа РФ, имеет особенности. Рассмотрим на конкретных примерах вопросы регистрации, использования и передачи в аренду такого имущества.

Вопрос 1
Свернуть Показать

Муниципальное образование за счет собственных средств осуществляет уборку и содержание пляжной территории, являющейся курортом федерального значения, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации. Вправе ли муниципальное образование требовать с Российской Федерации выплаты суммы неосновательного обогащения, которое последнее сберегла, не осуществляя уборку и содержание принадлежащего ей имущества?

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Абзацем 3 ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее – Закон № 26-ФЗ) курорт федерального значения определяется как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.

В соответствии с подп. 15 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения относится к вопросам местного значения.

Согласно абз. 4 ст. 15 БК РФ вопросы местного значения решаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, расходы по содержанию указанного имущества должно нести муниципальное образование; следовательно, Российская Федерация не сберегла средства за счет муниципального образования, а в этом случае невозможно взыскание суммы неосновательного обогащения.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой.

Судебная практика

ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 06.12.2005 г. № Ф03-А51/05-1/3728 отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы неосновательного обогащения, так как ответчик не осуществил неосновательного приобретения или сбережения имущества истца.

Судебная практика
Свернуть Показать

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 20.08.2008 г. № Ф08-4277/2008 указал, что уборка пляжей в курортных городах, отнесенных к территориям, имеющим федеральное значение, осуществляется за счет местного бюджета.

Таким образом, муниципальное образование не вправе требовать с Российской Федерации выплаты суммы неосновательного обогащения, которое последняя сберегла, не осуществляя уборку и содержание принадлежащего ей имущества, так как неосновательное обогащение не имело места.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.