• Журнал «Арсенал предпринимателя» май 2008
  • Рубрика Сделки и обязательства

Заключаем договор оптовой поставки

  • 0 комментариев
Продолжение статьи, начало в № 4’ 2008

Качество передаваемого товара является немаловажным моментом договора поставки. Как прописать условия о качестве, чтобы получить «нормальную» продукцию? Можно установить в тексте конкретные требования к качест­ву. Но где гарантия, что вы учтете все? Можно сослаться в договоре на положения ГОСТа и технические условия. Но лучше всего разработать и утвердить требования к качеству для каждого вида поставляемого товара. После получения товар надо обязательно проверить. Предположим, вы все-таки получили некачественный товар. Как заставить продавца забрать его обратно? В течение какого срока? Что грозит поставщику за предоставление некачественной продукции? Мы нашли ответы на эти и другие вопросы.


Качество товара и гарантийный срок

По общему правилу продавец обязан предоставить покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора поставки (ст. 469 ГК РФ). Значит, в договоре поставки целесообразно указать, каким именно требованиям по качеству должен соответствовать поставляемый товар. Это позволит поставщику и покупателю избежать споров при исполнении договора.

Существуют три варианта определения в договоре поставки требований к качеству товара:

  1. Указать в тексте договора поставки конкретные требования к качеству поставляемого товара. Например, в отношении деревянных дверных полотен и прочих изделий из дерева в договоре можно прописать следующее требование: «Качество и комплектность товара – деревянных дверных полотен – должны соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к такому роду товара, а также древесина, применяемая для изготовления дверного полотна, не должна иметь синевы, сердцевины, трещин, выпадающих сучков, смоляных карманов».
    Составляя договор поставки, стороны не всегда могут перечислить в нем все требования к качеству поставляемого товара. Обычно так происходит, когда в рамках одного договора осуществляются поставки различных по своему назначению товаров. Но даже если стороны и укажут все требования к качеству товара, то договор получится весьма внушительных размеров. Поэтому автор предлагает вам применять на практике второй или третий варианты описания качества поставляемого товара, рассмотренные ниже.
  2. Сделать в договоре поставки ссылку на нормативный правовой акт, в том числе на требования ГОСТа или технические условия, которым должен соответствовать поставляемый товар. Например, в тексте договора поставки можно прописать следующее: «Качество товара должно соответствовать требованиям ГОСТа и техническим условиям, установленным действующим законодательством для товаров, аналогичных тем, которые поставляются по настоящему договору». Можно указать конкретный ГОСТ или нормативный правовой акт, в котором содержатся требования к качеству данного товара.
  3. Разработать и утвердить специальные требования к качеству для каждого вида поставляемого товара. Этот вариант особенно необходим при поставке в рамках одного договора различных товаров, например, деревянных и стальных дверей, замков и ручек к ним, отделочных материалов из пластика и прочих изделий. В договоре поставки обязательно нужно отметить, что требования к качеству товара, например, дверных полотен из дерева, согласованы сторонами и являются неотъемлемой частью договора поставки. Требования должны быть подписаны каждой из сторон договора.1

При поставке товара, к качеству которого предъявляются особые требования, в договоре обязательно указывать соответствующие характеристики товара или ссылаться на специально разработанные и согласованные сторонами требования к качеству.

Нередко стороны вообще не указывают в договоре требования к качеству товара. В этом случае, согласно статье 469 ГК РФ, поставщик должен передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого вида обычно используется. Например, поставленные двери должны быть пригодными для установки в дверной проем, иметь эстетичный вид (отсутствие царапин, трещин, сколов). Однако не следует слепо полагаться на статью 469 ГК РФ при заключении договора поставки, так как отсутствие в договоре требований к качеству товара порой приводит к возникновению сложных ситуаций (см. Пример 9).

Пример 9
Свернуть Показать

Покупателю по договору поставки были поставлены замки для установки в дверные полотна. При установке замков в дверные полотна выяснилось, что они не подходят для врезки в дверные полотна именно этого типа. Дело в том, что ширина замка больше по ширине дверной полочки, в которую он врезается. Стороны не оговорили в договоре поставки конкретные требования к размеру замков, а поставщику не было известно о том, что замки приобретаются для установки в дверное полотно особого типа с нестандартной шириной полочки. Налицо вина покупателя, который, приобретая товар, не позаботился о том, чтобы он мог использоваться в соответствии с его назначением. Покупатель же не сможет вернуть товар, если поставщик не принимает его обратно.

Однако ситуация может быть и несколько иной.

Пример 10
Свернуть Показать

Оформляя заказ и подписывая договор на поставку замков, покупатель направил поставщику чертеж дверей с указанием ширины полочек, в которые врезается замок. Также заказчик письменно сообщил, что поставляемые замки должны быть пригодны для их врезки именно в эти дверные полотна. При этом в договоре поставки не было указано каких-либо особых требований к размеру замков.

В данном случае покупатель вправе вернуть поставщику замки, если они окажутся непригодными для врезки в дверные полотна именно по причине несоответствия их размера. Требуя принятия замков обратно, покупатель вправе ссылаться на пункт 2 статьи 469 ГК РФ, согласно которой, если поставщику были известны конкретные цели приобретения товара, то поставленный им покупателю товар должен соответствовать этим требованиям.

Кроме того, при возникновении спора покупатель вправе требовать от поставщика, чтобы последний принял обратно товар, непригодный для использования в целях, предусмотренных в договоре. Если, например, поставленные дверные полотна изготовлены из сортов древесины, подверженных деформации при повышенной влажности, а в договоре указано, что дверные полотна предназначены для эксплуатации в условиях повышенной влажности. Однако покупатель не может вернуть указанные дверные полотна, если, несмотря на условия договора и условия эксплуатации, он настаивал на поставке дверных полотен именно из определенных сортов древесины, подверженных деформации при повышенной влажности.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.