• Журнал «Арсенал предпринимателя» март 2009
  • Рубрика Взаимоотношения с госорганами

Наименование места происхождения товара как средство индивидуализации

  • 0 комментариев
  • 8 просмотров
Использование наименования места происхождения товара призвано донести до потребителя информацию о месте производства товара, о его особенных качествах, связанных с географическим объектом, где товар был произведен. Кроме того, государственная регистрация наименования места происхождения товара наделяет правообладателя исключительным правом на него, а действующее законодательство содержит ряд мер, направленных на его защиту. К сожалению, не многие предприниматели имеют представление о подобном средстве индивидуализации, а также требованиях, предъявляемых к нему, и методах защиты от незаконного использования. В данной статье мы постараемся восполнить эти пробелы.


Наименование места происхождения товара – одно из средств индивидуализации, благодаря которому можно выделить свой товар в общем многообразии товаров, производимых как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Данному средству индивидуализации посвящен параграф 3 «Право на наименование места происхождения товара» главы 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» части IV ГК РФ.

Использование наименования места происхождения товара призвано донести до потребителя информацию о месте производства товара, о его особенных качествах, связанных с географическим объектом, где товар был произведен. Кроме того, государственная регистрация наименования места происхождения товара наделяет правообладателя исключительным правом на него, а действующее законодательство содержит ряд мер, направленных на защиту этого права.

К сожалению, не многие предприниматели знают о требованиях, предъявляемых к наименованию места происхождения товара, подлежащего охране, процедуре его регистрации и способах защиты своего исключительного права. В нашей статье мы постараемся восполнить эти пробелы и рассказать о возможности использования такого средства индивидуализации товара в деятельности индивидуального предпринимателя.

Основные понятия

В соответствии с ч. 1 ст. 1516 ГК РФ обозначение места происхождения товара представляет собой или содержит современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Иными словами, это наименование места происхождения (производства) товара, которое четко связано в умах потребителей, партнеров и конкурентов с определенными качествами товара, непосредственно обусловленными районом его производства или человеческими факторами, характерными для этого района. Так, влияние на те или иные характеристики товара могут оказывать климатические условия, свойства воды, почвы, влажность воздуха и т.п., существующие в пределах определенного географического объекта. Что касается человеческого фактора, то в данном случае имеется в виду влияние на свойст ва товара профессиональных традиций, существующих в данном районе, культурных особенностей, секретов производства того или иного товара.

В качестве наименования места происхождения товара может быть использовано и историческое название региона, известное широкому кругу лиц и тесно связанное с конкретной территорией. Наименование может содержать только название географического объекта без указания на вид и род товара либо с указанием, например, «Палехская шкатулка».

Обратите внимание, что не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в нашей стране во всеобщее употребление как наименование (обозначение) товара определенного вида, не связанного с местом происхождения (ч. 2 ст. 1516 ГК РФ).

Пример 1

В настоящее время голландский сыр производится практически повсемест но и не ассоциируется в сознании потребителя исключительно с Голландией.

Наименование места происхождения товара призвано выполнять ряд функций. Прежде всего это различительная функция, позволяющая выделить товар среди остальной товарной массы. Помимо различительной функции можно также отметить информационную и рекламную функции. По существу выполняемых функций наименование места происхождения товара схоже с товарными знаками.

Исключительное право на наименование места происхождения товара

Предположим, вы придумали подобное обозначение для выпускаемого товара. Какими документами можно подтвердить его принадлежность и как защитить его от конкурентов?

Следует отметить, что наименование места происхождения товара подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Обозначение может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами или юридическими лицами, после чего они становятся правообладателями в отношении данного наименования. Факт регистрации подтверждается свидетельством. Именно в силу государственной регистрации наименование места происхождения товара подлежит признанию и охране. Кроме того, правообладателям предоставляется исключительное право использования зарегистрированного наименования.

Исключительное право означает, что правообладатель может использовать зарегистрированное наименование любым, не противоречащим закону способом, например, указывать:

  1. на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;
  2. на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
  3. в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  4. в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (данный пункт является новеллой законодательства).

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.