Top.Mail.Ru

Особенности оформления приказов и распоряжений

Мы разобрали правила оформления каждого реквизита приказа и распоряжения – самых распространенных распорядительных документов. И, конечно, сделали это со множеством примеров. Мы объяснили, «откуда родом» те или иные требования. Примечательно, что далеко не все сложившиеся правила составления этих документов сейчас обязательны, многие стали лишь рекомендациями, кроме того, появилось «излишнее многообразие». Поэтому так важно разобраться в этом вопросе, выбрать для своей организации приемлемый вариант оформления и закрепить его, например, в своей инструкции по делопроизводству.
Предлагаем научиться правильно составлять самые распространенные распорядительные документы – приказ и распоряжение. Для этого мы на примерах разберем каждый реквизит данных документов, а также выясним, «откуда родом» те или иные требования, предъявляемые к их оформлению.

В практике делопроизводства сложились определенные правила оформления приказов и распоряжений. Раньше они закреплялись в нормативном документе – Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Минкультуры России от 08.11.2005 № 536. Данный документ хотя и был предназначен только федеральным органам, но широко использовался другими государственными и негосударственными организациями. В настоящий момент Типовая инструкция утратила силу, а правила оформления приказов и распоряжений не вошли в иной правовой акт, регламентирующий создание и организацию работы с документами. То есть сегодня информацию о том, как следует оформлять приказы и распоряжения, можно найти только в документах, носящих рекомендательный характер. К ним в первую очередь нужно отнести:

  • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Росархива от 23.12.2009 № 76 (далее – Методические рекомендации), и
  • ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Итак, стоит ли соблюдать сложившиеся правила оформления приказов и распоряжений, если они зафиксированы только в документах, носящих рекомендательный характер 1? На этот вопрос мы ответим «да»! Прежде всего федеральным органам исполнительной власти, для которых специально были созданы Методические рекомендации, не стоит их игнорировать. А всем остальным Методические рекомендации и ГОСТ позволят повысить качество создаваемых документов.

Кроме того, данные правила целесообразно отразить в локальном нормативном акте организации, например, в инструкции по делопроизводству. Именно в соответствии с требованиями данного локального документа должны оформляться приказы и распоряжения в конкретной организации.

Бланк приказа и распоряжения

«Проекты приказов (распоряжений) печатаются на бланках приказа установленной формы», – сказано в приложении № 15 к Методическим рекомендациям.

Бланк приказа (или распоряжения) – это стандартный лист бумаги, который используется при создании документа и на котором различными техническими средствами нанесены реквизиты, содержащие постоянную для приказа или распоряжения информацию.

Требования к бланкам организационно-распорядительных документов, в том числе к бланкам приказов и распоряжений, содержатся в ГОСТе Р 6.30-2003.

В соответствии с этим стандартом бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов. При этом для бланков приказов и распоряжений принято использовать бумагу формата А4 (210 х 297 мм).

ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает состав реквизитов бланка приказа и бланка распоряжения, который зависит от учредительных документов организации:

  • Государственный герб Российской Федерации (реквизит 01) 2, (герб субъекта Российской Федерации (реквизит 02), эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания) (реквизит 03);
  • наименование организации (реквизит 08);
  • наименование вида документа (реквизит 10);
  • место составления или издания документа (реквизит 14).

Также данные бланки содержат ограничительные отметки, которые позволяют выделить месторасположение реквизитов, оформляемых при регистрации. К этим реквизитам относятся:

  • дата документа (реквизит 11) и
  • регистрационный номер (реквизит 12).

Отметим, что ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает в зависимости от расположения реквизитов два варианта бланков (угловой бланк и продольный). Однако в практике делопроизводства для подготовки распорядительных документов преимущественно используются продольные бланки, на которых необходимые реквизиты размещаются вдоль верхнего поля и центрируются.

Определив состав реквизитов бланка, рассмотрим правила их оформления. Напомним, что эти правила взяты из ГОСТа Р 6.30-2003.

Герб, эмблема или товарный знак

Реквизиты «Государственный герб Российской Федерации» (реквизит 01), «герб субъекта Российской Федерации» (реквизит 02), «эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)» (реквизит 03) используют на бланке в соответствии с учредительными документами организации. При этом на бланке документа может присутствовать только один из вышеуказанных реквизитов.

Государственный Герб Российской Федерации помещают на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 2 ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, на бланках каких организаций (органов) воспроизводится Герб Российской Федерации в многоцветном варианте, в одноцветном варианте и в одноцветном варианте без геральдического щита.

Порядок использования изображения герба субъекта Российской Федерации на бланках документов определяется нормативными актами, принимаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эмблему организации помещают на бланках документов в соответствии с уставом, положением об организации (см. Пример 2). Товарный знак (знак обслуживания) изображают на бланке с соблюдением требований четвертой части Гражданского кодекса РФ. Если организация не имеет своей эмблемы или зарегистрированного товарного знака, она не должна размещать на бланках документов какие-либо посторонние рисунки.

То есть если организация не имеет права на размещение гербов и не имеет своей эмблемы или товарного знака (знака обслуживания), то реквизиты 01, 02 и 03 на ее бланке должны отсутствовать. Отметим, что образец такого бланка приказа приведен в приложении Б к ГОСТу Р 6.30-2003 (см. Пример 1).

Наименование организации

Наименование организации (реквизит 8), являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах.

На бланке обязательно должно указываться полное наименование организации. В том числе нужно полностью писать организационно-правовую форму (см. Пример 2), а не аббревиатуры (ООО, ЗАО и т.д.).

Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации. При этом его располагают в скобах ниже полного наименования или за ним (см. Примеры 1 и 3).

Пример 1. Верхняя часть бланка приказа. Пример взят из приложения Б к ГОСТу Р 6.30-2003 (рисунок Б.4)

Пример 2. Верхняя часть бланка распоряжения

При наличии вышестоящей организации ее наименование указывают над наименованием организации – автора документа. При этом ГОСТ Р 6.30-2003 закрепляет, что нужно указывать сокращенное, а не полное наименование вышестоящей организации (в Примере 1 это «Росархив»), и только в случае отсутствия сокращенного наименования пишут полное. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти в данной ситуации выглядят лояльнее ГОСТа (Пример 3):

Фрагмент документа

Приложение № 11 к Методическим рекомендациям по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным приказом Росархива от 23.12.2009 № 76

Правила оформления реквизитов документов

Над наименованием федеральной службы (федерального агентства), находящейся в ведении федерального министерства, указывается полное или сокращенное наименование федерального министерства.

Пример 3. Верхняя часть бланка приказа. Пример взят из приложения 8 к Методическим рекомендациям по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?