Top.Mail.Ru

Служебное произведение: юридические риски и судебная практика

Правовые риски, вытекающие из отношений, связанных с рабочим заданием, лежат далеко за пределами спора работника и работодателя и охватывают области правоприменения, далекие от классического трудового права либо права интеллектуальной собственности, но имеющие большое значение для повседневной работы современной организации (интернет-право, административное право и т.д.). Судебная практика показывает, что значимым является в первую очередь правильное оформление результата интеллектуальной деятельности именно как рабочего задания и соблюдение режима его использования. Решением проблемы для компаний, стремящихся защитить нематериальные активы, созданные в результате трудовых отношений, является внедрение внутренних документов, регламентирующих порядок действий для их надлежащего оформления.
Поручая работнику выполнение того, что на правовом языке именуется служебным заданием, работодатель не всегда задумывается о том, что результат творческого труда, интеллектуальной деятельности работников может стать предметом судебного спора. В отношении авторских и смежных прав на служебные произведения, созданные сотрудниками компании в процессе выполнения своих трудовых функций, судебные споры довольно распространены, практика по ним обширна. Основным слабым местом является недоказанность служебного характера произведения по тому или иному основанию (признаку), а главной причиной отсутствия доказательств становится неправильное оформление документов. В данной статье автор рекомендует, как правильно оформлять служебные произведения во избежание судебных рисков, а также анализирует актуальную судебную практику.

Понятие и признаки служебных произведений

Под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006 г.)).

Нужно выделять следующие формы служебного произведения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Актуальность для работодателя

Как видно из характера служебных произведений, данный вид объекта интеллектуальной собственности актуален для работодателей разных отраслей. В частности, под служебные произведения могут попадать сценарии, рекламные слоганы. И если приведенные образцы характерны главным образом для медийной сферы, то графические решения интернет-сайта, оформление бренда, создание текстов являются общими для организаций различных профилей работы. Вместе с тем указанные объекты (сайт, бренд) являются неотъемлемой частью бизнеса, а зачастую — одним из основных предметов его капитализации.

Необходимо отметить, что для данных произведений характерно наличие следующих условий:

  1. работник должен вложить свой творческий труд в его создание;
  2. служебным можно считать лишь то произведение, создание которого входило непосредственно в трудовые функции работника. Если же произведение создано в рабочее время, но не в связи с выполнением трудовых функций, то служебным оно не является;
  3. существенное значение для правильной квалификации имеет и понятие «служебное задание». Однако сама по себе выдача задания вне трудовой функции, даже если оно будет исполнено, не дает оснований для признания произведения служебным;
  4. правовой режим служебного произведения не изменяется в случае если работник уволился. Не имеет также значения, является работник штатным или же совместителем;
  5. место его создания не влияет на признание произведения служебным. Практике известны случаи, когда произведения признавались служебными, хотя создавались работниками дома;
  6. факт использования материалов или оборудования организации, где работает автор, не приводит к определению произведения как служебного;
  7. служебное произведение должно быть создано в рабочее время. Если произведение создано за пределами рабочего времени, оно также является служебным при условии, что его создание входит в трудовые обязанности работника.

Руководителю организации и должностным лицам необходимо понимать, что соответствие либо несоответствие результата интеллектуального труда указанным признакам является не просто теоретической категорией, а прямо влияет на ее правовую квалификацию, имеющую конкретное значение в судебной перспективе.

Права работника (автора) и работодателя

За работником в отношении произведения, созданного в рамках служебного задания, сохраняются следующие права:

  1. Право авторства (то есть право признаваться автором произведения).
  2. Право автора на имя (предполагает, что автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно).
  3. Права на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями).
  4. Право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав (например, права собственности) и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Работодатель имеет право:

  1. Использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование. А именно: воспроизводить произведение, распространять (в том числе путем продажи), публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др.
  2. Распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора).
  3. Сообщать автору о сохранении служебного произведения в тайне.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Ограничения

Следует помнить об ограничениях, установленных в отношении данной правовой категории. Исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение:

  • не начнет использование этого произведения;
  • не передаст исключительное право на него другому лицу;
  • не сообщит автору о сохранении служебного произведения в тайне. Подобное сообщение желательно оформить в письменном виде (например, в виде приказа).

В случае если трехлетний срок прошел, работодатель вправе:

  • использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из задания пределах;
  • обнародовать такое произведение (если договором между работодателем и работником не предусмотрено иное).

Анализ судебной практики

Анализ судебной практики последних лет (2008—2010 гг.) позволяет сделать некоторые существенные выводы относительно споров, связанных с рабочим заданием, их основных черт, причин и источников.

Например, существенным является наличие договора и условий выплаты автору вознаграждения, оформление произведения как отдельного объекта и, наконец, факт его использования (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 г. по делу № А41-11030/09). Примечательно, что в качестве такого договора может быть принят судом и приказ соответствующего содержания (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 г. № 09АП-11912/2008-ГК по делу № А40-17507/08-67-145). Непредоставление трудового договора и, как одно из следствий, недоказанность наличия трудовых отношений и служебного характера произведения, также нередко встречается в делах данной категории (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 г. № 09АП-12126/2009-ГК по делу № А40-31267/08-110-207). Недоказанность наличия трудовых отношений как существенная черта данной категории дел отмечается и высшими судебными инстанциями (Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2009 г. № 83-В09-10), в поле зрения которых уже попали и дела по рабочему заданию, связанные с интернет-22.04.2008 г. № 255/08 по делу № А63-14046/2006-С1). Дела по составам с рабочим заданием с элементами интернет-права имеют интересные особенности: в них в качестве доказательной базы используется метод нотариальной фиксации интернет-доказательств, обусловленный «виртуальным» характером Интернета (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2008 г. № 09АП-18222/2007-ГК по делу № А40-42782/07-5-392-10, постановление ФАС Московского округа от 01.04.2010 № КГ-А40/2382-10 по делу № А40-69677/09-27-553).

Отдельный интерес представляют дела, в которых спор, связанный с рабочим заданием, выходит за рамки стандартного гражданского производства и, например, затрагивает компетенцию правоохранительных органов, касающуюся уголовного преследования либо производства по составам Кодекса РФ об административных правонарушениях. К таким делам относится, в частности, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2008 г. по делу № А40-65092/07-79-408, в материалах которого присутствует эпизод, согласно которому благодаря правильному оформлению документов организации удалось избежать ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. В целом анализ судебных актов по данной категории дел позволяет сделать вывод, что несмотря на различие между обстоятельствами разных дел, их объединяет одно: зачастую работодатель попадает в неприятное положение именно из-за неправильного оформления либо неоформления необходимых документов.

Рекомендации автора по решению проблем

Для оптимизации рисков, связанных с созданием и использованием рабочего задания, основной проблемой и источником которых является неправильное оформление либо неоформление документов, необходимо разработать и внедрить на предприятии локальные акты, регулирующие порядок юридического закрепления прав на служебные произведения.

Данная документация должна обеспечивать:

  • контроль за созданием служебного произведения;
  • порядок оформления прав на служебные произведения;
  • документальное оформление перехода прав;
  • контроль за сроком действия исключительного права;
  • учет служебных произведений;
  • ответственность сотрудников за ненадлежащее оформление документов.

В качестве дополнительной рекомендации можно посоветовать ввести практику заключения договоров гражданско-правового характера с работниками, что до известной степени нивелирует необходимость доказывания служебного характера объекта.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как заблокировать сайт, на котором размещен сворованный контент

Сайты компаний в сети Интернет уже давно стали эффективным маркетинговым инструментом. В связи с этим наполнение сайта, или, как принято его называть – ​контент, является важным нематериальным активом. Украсть такой актив несложно – ​злоумышленнику достаточно просто его скопировать и разместить на собственном сайте. Некоторые воры и вовсе создают дубликаты сайтов конкурентов, таким образом вводя в заблуждение потребителей. Но действующее законодательство позволяет бороться с воровством контента. Расскажем как. Приведем образцы досудебной претензии, заявления в Роскомнадзор об ограничении доступа к сайту, формулировок для иска.

Часть четвертая ГК РФ: Пленум ВС РФ разъясняет

Недавно вышло масштабное постановление, в котором Пленум ВС РФ разъяснил применение четвертой части ГК РФ. Рассмотрим основные положения этого документа. В частности, выясним, почему фотография не является интеллектуальной собственностью гражданина; как правообладатель может наказать лицензиата, который не использует полученный объект интеллектуальной собственности; могут ли сайты, не зарегистрированные как СМИ, свободно использовать произведения; что такое «цитирование фотографий» и можно ли наказать тех, кто им занимается.

Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

С 27 июля 2020 г. вступят в силу поправки в часть 4 ГК РФ, которая обогатится новым объектом интеллектуальных прав – ​средством индивидуализации товаров – ​географическим указанием. Оно позволит обратить внимание потребителя на связь товара с определенной местностью (регионом). Можно подумать, что введение нового объекта интеллектуальных прав излишне. Ведь уже сейчас ГК РФ предусматривает такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара. Однако не все так просто, и между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит, зачем может понадобиться охрана нового объекта и как его можно использовать.

Товарный знак банкрота. Ценный актив или бесполезная картинка?

В статье мы рассмотрим резонансное дело о судьбе товарного знака компании-банкрота, изменившее сложившуюся судебную практику. Последовавшее за этим разъяснение Пленума ВС РФ только усугубило проблему. Итак, могут ли кредиторы рассчитывать на хорошие деньги от продажи товарного знака должника? И стоит ли покупать такой актив? Узнаем из статьи.

Использование товарных знаков в рекламе

В современных рыночных условиях конкуренция товаров, по сути, заменена конкуренцией товарных знаков. Ведь потребителю приходится выбирать из однородной продукции, маркированной разными товарными знаками. Поэтому производитель, который рекламирует свой товар, акцентирует внимание именно на товарном знаке. Поговорим о том, что нужно учитывать при использовании своего товарного знака в рекламных материалах и можно ли включать в рекламу чужие знаки.

Товарный знак: инструкция по применению

Как показывает практика, большинство российских компаний для маркировки выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) используют товарные знаки (знаки обслуживания). Однако далеко не все считают нужным регистрировать свои знаки. Выясним, для чего нужна регистрация знаков, какие преимущества она дает правообладателю и какую выгоду получит компания после регистрации?

Недобросовестная конкуренция: обзор практики

Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье.

Новостные сообщения – объекты авторских прав?

Российское законодательство, следуя принципам международного частного права, не признает новости объектами авторских прав и не представляет им юридической защиты. Вместе с тем создаваемые журналистами новостные тексты являются литературными произведениями, исключительные права на которые принадлежат таким журналистам. Копирование новостей, представленных на веб-сайте, без переработки, без указания ссылки на первоисточник и размещение на ином сайте – все это является нарушением авторских прав. В статье рассматриваются такие вопросы, как перечень и содержание прав авторов в отношении создаваемых ими новостных сообщений, а также меры юридической ответственности и способы защиты нарушенных авторских прав.