• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» февраль 2011
  • Рубрика Практические рекомендации

Изменения в расчете и начислении пособий

  • 0 комментариев
  • 8726 просмотров
Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»» были внесены существенные поправки в порядок расчета и выплаты государственных пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и по беременности и родам. Также на 2011 год были проиндексированы некоторые «детские» пособия. Мы подробно рассмотрим указанные изменения.


В конце прошлого года были внесены поправки в порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком; увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя; изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение; установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц. Обо всем этом и многом другом читайте ниже.

Основные новшества

Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»» (далее – Закон № 343-ФЗ) были внесены существенные поправки в порядок расчета и выплаты государственных пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и по беременности и родам. Так что далее мы подробно рассмотрим указанные изменения.

Расчетный период

Теперь пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в т.ч. за время работы у других работодателей. Отметим, что ранее расчет производился за 12 месяцев, предшествующих страховому случаю (п. 1 ст. 14 Закона о страховании). Как видите, при расчете среднего заработка зарплата, полученная в текущем календарном году, в расчете для исчисления пособий не участвует.

Средний заработок за время работы у других работодателей не учитывается, только если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (п. 1 ст. 14 Закона о страховании).

Законодатель предусмотрел, что делать, когда в двух календарных годах, непосредственно предшествующих наступлению указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов сотрудник находился в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребенком. В данном случае по заявлению работника соответствующие календарные годы могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (п. 1 ст. 14 Закона о страховании).

С 2011 года при исчислении пособий следует исходить из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, если в расчетном периоде (п. 1.1 ст. 14 Закона о страховании):

  • работник не имел заработка;
  • средний заработок в расчете за полный календарный месяц оказался ниже МРОТ.

Между тем если работник на момент наступления страхового случая работал на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок следует определять пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (п. 1.1 ст. 14 Закона о страховании). К примеру, при работе на полставки средний заработок надо поделить на два. Как видите, болеть при работе на неполную ставку стало весьма невыгодно.

Вывод:
  • средний заработок работника определяется за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая;
  • если в двух предшествующих календарных годах либо в одном из них работник находился в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком, то соответствующие годы могут быть заменены предшествующими годами;
  • средний заработок не должен быть ниже МРОТ;
  • при неполном рабочем времени средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени.

Средний заработок

В средний заработок, из которого рассчитываются пособия, следует включить все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС (п. 2 ст. 14 Закона о страховании). Отметим, что в прошлом году в средний заработок входили все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд.

С этого года средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. В случае если назначение и выплата работнику пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими работодателями, то средний заработок учитывают за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении пособий каждым из этих страхователей (п. 3.1 ст. 14 Закона о страховании).

Теперь средний дневной заработок для исчисления пособий определяют путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (п. 3 ст. 14 Закона о страховании). Так что с этого года число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, не будет иметь никакого значения.

Вывод:
  • средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС;
  • средний дневной заработок для исчисления пособий определяют путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730.

Порядок выплаты пособий

Раньше, в случае если сотрудник имел несколько мест работы, то пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачивались ему каждым из работодателей.

Специалисты ФСС в письме от 14.12.2010 г. № 02-03-17/05-13765 отметили, что с 2011 года изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:

  1. если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей (п. 2 ст. 13 Закона о страховании):
    • пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы у работодателя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица;
  2. если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), то вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (п. 2.1 ст. 13 Закона о страховании);
  3. если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему (п. 2.2 ст. 13 Закона о страховании):
    • либо по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. п. 1);
    • либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. п. 2).

Обратите внимание: средний заработок за время работы у других страхователей не должен учитываться в случаях, когда пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу п. 2 ст. 13 Закона о страховании назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы.

Вывод: выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется в зависимости от конкретной ситуации – либо по всем местам работы, либо только по одному месту работы по выбору работника с учетом заработка у других работодателей. В свою очередь ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по одному месту работы по выбору застрахованного лица.

Справки о заработке

Теперь для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам работник должен представить не только листок нетрудоспособности, но и справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с других мест работы (п. 5 ст. 13 Закона о страховании).

В свою очередь работодатели обязаны выдавать работникам (в день увольнения или не позднее трех рабочих дней по письменному заявлению) такую справку. В справке следует отразить сумму заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на который были начислены страховые взносы (подп. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона о страховании). Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития.

Если сотрудник обращается за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (по выбору застрахованного лица), то дополнительно следует представить справки со всех мест работы у других страхователей о том, что назначение и выплата указанных пособий ими не осуществлялась (п. 5.2 ст. 13 Закона о страховании). Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо также при необходимости представляет справки о сумме заработка (п. 6 ст. 13 Закона о страховании).

Отметим, что работникам разрешается вместо подлинника справки о сумме заработка представлять ее копию, заверенную в установленном порядке (п. 7.1 ст. 13 Закона о страховании).

Причем законодатель предусмотрел и случаи, когда в принципе отсутствует возможность представить данную справку (в связи с прекращением деятельности работодателем или по иным причинам). В данной ситуации работодателю самому придется добыть информацию о заработной плате сотрудника. Следует по заявлению сотрудника направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (п. 7.2 Закона о страховании). Форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений будут утверждены Минздравсоцразвития.

Страхователь вправе проверить сведения о другом работодателе сотрудника, выдавшем такому лицу справку о сумме заработка. В данном случае придется направить соответствующий запрос в ФСС (подп. 4 п. 1 ст. 4.1 Закона о страховании). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития.

Обратите внимание: работодатели несут ответственность за достоверность сведений, указанных ими в справках о заработках работников. В случае если представление недостоверных сведений повлекло выплату излишних сумм пособий, то виновным лицам придется возместить ФСС причиненный ущерб (ст. 15.1 Закона о страховании).

Вывод:
  • работодатели обязаны выдавать застрахованным лицам в день прекращения работы или по их письменному заявлению справки о сумме заработка;
  • для назначения и выплаты пособий работник должен представить справки о сумме заработка с других мест работы;
  • в некоторых случаях работодателям придется самим истребовать в Пенсионном фонде сведения о заработке сотрудника у других работодателей;
  • предусмотрена ответственность за достоверность сведений, указанных в справках о заработке.

Перерасчет пособий

Законодатель предусмотрел случаи, когда у работника на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком отсутствуют необходимые справки о сумме заработка. В таких ситуациях соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у работодателя сведений и документов. В то же время после представления сотрудником данных справок о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справок (п. 2.1 ст. 15 Закона о страховании).

Вывод: возможна ситуация, когда работодателю придется пересчитать пособие, исходя из позднее представленных сотрудником справок о заработке у других работодателей.

Финансирование пособий

С нового года пособие в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в т.ч. в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, выплачивается (подп. 1 п. 2 ст. 3 Закона о страховании):

  • за первые три дня временной нетрудоспособности – за счет средств работодателя;
  • начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности – за счет средств ФСС.

Ранее работодатель оплачивал первые два дня болезни работников.

Вывод: работодатель оплачивает пособия за первые три дня временной нетрудоспособности, начиная с 4-го дня болезни сотрудника оплата осуществляется за счет средств ФСС.

Пособия при простоях

Ранее в п. 7 ст. 7 Закона о страховании было прописано, что пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

Тем не менее специалисты ФСС считали, что при заболевании работника, наступившем в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности не назначается1. Чиновники объясняли это тем, что целевым назначением данной выплаты является возмещение утраченного в связи с заболеванием заработка. Между тем при нетрудоспособности, наступавшей во время простоя, страховой случай наступал в период сохранения заработной платы, в связи с чем отсутствовал факт ее утраты2.

Если же говорить об арбитражной практике, то она складывалась в пользу налогоплательщиков. Судьи не раз приходили к выводу, что законодателем не установлена зависимость выплаты пособия по временной нетрудоспособности от времени ее наступления в период простоя либо до периода простоя. Примером служит постановление Президиума ВАС от 18.05.2010 г. № 17762/09, а также постановления ФАС Поволжского округа от 20.04.2010 г. № А65-25157/2009 (определение ВАС от 23.07.2010 г. № ВАС-9287/10), Западно-Сибирского округа от 23.10.2009 г. № А27-7678/2009 (определение ВАС от 26.02.2010 г. № ВАС-1430/10) и Северо-Западного округа от 01.03.2010 г. № А52-4069/2009.

Учитывая возникающие споры, законодатель внес в порядок назначения пособий при простое выгодные для бюджета изменения. Теперь в п. 7 ст. 7 Закона о страховании сказано, что в случае болезни, наступившей до простоя и продолжающейся во время простоя, пособие за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое работник получил бы по общим правилам. В свою очередь, согласно новому подп. 5 п. 1 ст. 9 Закона о страховании, пособие по временной нетрудоспособности не назначается за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ст. 7 Закона о страховании.

В результате поправок порядок начисления пособий при простоях выглядит следующим образом:

  • если временная нетрудоспособность работника наступила до периода простоя и продолжается во время простоя, то за период болезни, совпавший с простоем, пособие выдается в сумме сохраненного за этот период заработка, но не выше размера пособия, исчисленного в обычном порядке;
  • если временная нетрудоспособность работника наступила в период простоя, то пособие за время, совпавшее с простоем, не назначается.
Вывод: пособие по временной нетрудоспособности за период простоя не назначается и не выплачивается, за исключением случаев, когда временная нетрудоспособность наступает до периода простоя и продолжается в период простоя. В указанном случае пособие за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получило бы по общим правилам.

Переходный период

Как обычно, законодатель предусмотрел переходные положения.

За период до 01.01.2010 г. (для лиц, трудящихся у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 01.01.2011 г.) в средний заработок для исчисления пособий включаются все виды вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (п. 1 ст. 2 Закона № 343-ФЗ).

При этом средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ в 2010 году. Речь здесь идет о максимальной базе для начисления страховых взносов в 415 000 руб. (п. 2 ст. 2 Закона № 343-ФЗ).

К примеру, при наступлении страхового случая в 2011 году расчетным периодом будут являться 2009 и 2010 годы. При этом следует учесть заработок, на который могли бы уплачиваться страховые взносы в ФСС по Федеральному закону от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, но не превышающий за каждый календарный год 415 000 руб. В свою очередь при наступлении страхового случая в 2012 году расчетным периодом будут считаться 2010 и 2011 годы. При этом следует учесть заработок, не превышающий на 2010 год 415 000 руб., а на 2011 год – 463 000 руб.

Отметим, что новый порядок применяется при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим с 01.01.2011 г. При этом по страховым случаям, наступившим в прошлом году, пособия исчисляются по старым нормам за период, который попадает на 2011 год, если их размер, рассчитанный по новым правилам, превышает величину соответствующего пособия, полагающуюся по старым нормам Закона о страховании (ст. 3 Закона о страховании).

Вывод:
  • за период до 01.01.2010 г., а для лиц, работающих у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, – за период до 01.01.2011 г. в средний заработок включаются все виды вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ и не превышают предельную величину базы (415 000 руб.);
  • по страховым случаям, наступившим до 2011 года, пособия исчисляются по старым нормам за период после 01.01.2011 г., если их размер, рассчитанный по новым правилам, превышает величину соответствующего пособия, полагающуюся по старым нормам Закона о страховании.

Так как же рассчитывать пособия?

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

Алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам можно представить следующим образом:

  1. Определяем расчетный период. Обычно это два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.
  2. Определяем за расчетный период размер фактического заработка с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС (2009 и 2010 годы – 415 000 руб. за каждый календарный год).
  3. Рассчитываем средний дневной заработок:
  4. Рассчитываем размер дневного пособия (для временной нетрудоспособности – обычно исходя из продолжительности страхового стажа работника, а по беременности и родам – в размере 100% среднего заработка):
  5. Определяем сумму пособия:

При расчете следует учесть следующие моменты:

  • при исчислении пособий надо исходить из МРОТ на день наступления страхового случая, если в расчетном периоде работник не имел заработка либо его средний заработок в расчете за полный календарный месяц оказался ниже МРОТ;
  • если работник на момент наступления страхового случая работал на условиях неполного рабочего времени, то средний заработок следует определять пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Рассмотрим расчет пособия на примерах.

Пример 1
СвернутьПоказать

Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности Смирновой Д.А. при условии, что:

  • период временной нетрудоспособности – с 01.02.2011 г. по 10.02.2011 г. (10 дн.);
  • страховой стаж – 10 лет (полагается пособие в размере 100% среднего заработка);
  • на момент наступления временной нетрудоспособности трудился у двух работодателей (ООО «Основное место работы» и ООО «Совместительство») и в двух предшествующих календарных годах был занят у тех же страхователей:

В данном случае работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах был занят у тех же страхователей. Поэтому, согласно п. 2 ст. 13 Закона о страховании, пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы у работодателя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя).

1. Сумма пособия по временной нетрудоспособности в ООО «Основное место работы»:

Размер фактического заработка с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов: 750 000 руб. (350 000 руб. (за 2009 г.) + 400 000 руб. (за 2010 г.)).

Средний дневной заработок: 1 027,40 руб. (750 000 руб. / 730).

Дневное пособие: 1 027,40 руб. (1 027,40 руб. х 100%).

Сумма пособия по временной нетрудоспособности: 10 274 руб. (1 027,40 руб. х 10 дн.).

2. Сумма пособия по временной нетрудоспособности в ООО «Совместительство»:

Размер фактического заработка с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов: 330 000 руб. (150 000 руб. (за 2009 г.) + 180 000 руб. (за 2010 г.)).

Средний дневной заработок: 452,05 руб. (330 000 руб. / 730).

Дневное пособие: 452,05 руб. (452,05 руб. х 100%).

Сумма пособия по временной нетрудоспособности: 4 520,50 руб. (452,05 руб. х 10 дн.).

Пример 2
СвернутьПоказать

Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности Смирновой Д.А. при условии, что:

  • период временной нетрудоспособности – с 01.02.2011 г. по 10.02.2011 г. (10 дн.);
  • страховой стаж – 10 лет (полагается пособие в размере 100% среднего заработка);
  • на момент наступления временной нетрудоспособности трудился у двух работодателей (ООО «Основное место работы» и ООО «Совместительство»), а в двух предшествующих календарных годах был занят как у этих, так и у другого страхователя (ООО «Совместительство­2»):

В данном случае застрахованное лицо на момент наступления страхового случая было занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у другого страхователя. Поэтому согласно п. 2.2 ст. 13 Закона о страховании пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему:

  • либо по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;
  • либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Рассчитаем сумму пособия по временной нетрудоспособности обоими способами: по всем местам работы и по одному месту работы.

1. При исчислении пособия по временной нетрудоспособности по всем местам работы исходят из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. В нашем случае сумма пособия по временной нетрудоспособности составит (см. Пример 1):

  • в ООО «Основное место работы» – 10 274 руб.;
  • в ООО «Совместительство» – 4 520,50 руб.

Заработок в ООО «Совместительстсво-2» не учитывается.

2. Исчисление пособия по временной нетрудоспособности производится страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Например, в ООО «Основное место работы».

Размер фактического заработка:

за 2009 г.: 570 000 руб. (350 000 руб. (ООО «Основное место работы») + 150 000 руб. (ООО «Совместительство») + 70 000 руб. (ООО «Совместительство­2»));

за 2010 г.: 580 000 руб. (400 руб. (ООО «Основное место работы») + 180 000 руб. (ООО «Совместительство»)).

Размер фактического заработка с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов: 830 000 руб. (415 000 руб. (за 2009 г.) + 415 000 руб. (за 2010 г.)).

Средний дневной заработок: 1 136,99 руб. (830 000 руб. / 730).

Дневное пособие: 1 136,99 руб. (1 136,99 руб. х 100%).

Сумма пособия по временной нетрудоспособности: 11 369,90 руб. (1 136,99 руб. х 10 дн.).

Рассмотрим, как исчислить пособия исходя из МРОТ. При этом воспользуемся положениями, прописанными в проекте постановления Правительства от 02.12.2010 г. «О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Итак, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется следующим образом:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Если же говорить о ежемесячном пособии по уходу за ребенком, то оно выплачивается только по одному месту работы по выбору застрахованного лица с учетом заработка у других работодателей.

Данное пособие выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее его минимального размера, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (п. 1 ст. 11.2 Закона о страховании).

Алгоритм расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком можно представить следующим образом:

  1. Определяем расчетный период. Обычно это два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком.
  2. Определяем за расчетный период размер фактического заработка с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС (2009 и 2010 годы – 415 000 руб. за каждый календарный год).
  3. Рассчитываем средний дневной заработок:
  4. Рассчитываем средний месячный заработок:
  5. Рассчитываем сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком:
  6. Сравниваем сумму из п. 5 с минимальным размером ежемесячного пособия по уходу за ребенком и выбираем большую сумму. Данная сумма и будет являться ежемесячным пособием по уходу за ребенком.
К сведению
СвернутьПоказать

Госдума 14.01.2011 г. приняла в первом чтении поправки (проект № 482772-5) в Закон о страховании. Предлагается установить переходный период для введения новых норм в отношении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В 2011 г. застрахованному лицу предоставляется право выбора порядка назначения, исчисления и выплаты указанных пособий либо по нормам, действовавшим до 01.01.2011 г., либо по правилам, предусмотренным федеральным законом от 08.12.2010 г. № 343-ФЗ. Таким образом, проект направлен на сохранение в 2011 году достигнутого уровня социальных гарантий.

Отметим, что ФСС на своем интернет-сайте (http://fss.ru) выложил таблицы (слайды), как рассчитать пособия по обновленному Закону о страховании. В таблице 13 указанных слайдов показано, как следует исчислить ежемесячное пособие по уходу за ребенком при условии, что работница на момент ухода в отпуск трудилась в двух организациях и в двух предшествующих календарных годах была занята у тех же страхователей. Так вот, специалисты Фонда уверены, что в этом случае для расчета пособия следует использовать заработок того работодателя, который назначает и выплачивает данное пособие, так же можно учесть заработок у предыдущих работодателей. Рассмотрим пример, представленный в слайдах ФСС:

Пример 3
СвернутьПоказать

Работница ушла в отпуск по уходу за ребенком 15.01.2011 г. На момент ухода в отпуск она работает в ООО «Ромашка» и ООО «Гвоздика» и в течение двух предшествующих лет получила:

Расчет пособия делается по одному месту работы по выбору застрахованного лица.

Рассчитаем пособие, выплачиваемое ООО «Ромашка». В этом случае заработок в ООО «Гвоздика» не учитываем. В то же время учитываем заработок у другого работодателя – ООО «Звезда».

Размер фактического заработка:

за 2009 г.: 450 000 руб. (350 000 руб. (ООО «Ромашка») + 100 000 руб. (ООО «Звезда»)),

за 2010 г.: 250 000 руб. (ООО «Ромашка»).

Размер фактического заработка с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов:

665 000 руб. (415 000 руб. (за 2009 г.) + 250 000 руб. (за 2010 г.)).

Средний дневной заработок: 910,96 руб. (665 000 руб. / 730).

Средний месячный заработок: 27 693,18 руб. (910,96 руб. х 30,4).

Сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком: 11 077,27 руб. (27 693,18 руб. х 40%).

Как видите, если работница для расчета пособия по уходу хочет учесть сумму выплат, начисленных у всех работодателей за предыдущие два года, то ей следует на момент назначения пособия официально остаться работать только у одного из них, а от остальных придется уволиться.

Индексация «детских» пособий

При расчете «детских» пособий учтите, что некоторые из них время от времени подвергаются индексации (п. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

На 2011 год размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, прописан в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и составляет 1,065.

В результате индексации размеры пособий составляют:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – 438,87 руб.;
  • единовременное пособие при рождении ребенка – 11 703,13 руб.;
  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом индексации составляет:
    • по уходу за первым ребенком – 2 194,34 руб.;
    • по уходу за вторым и последующими детьми – 4 388,67 руб.

Напоминаем, что к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из заработной платы застрахованного лица (40% среднего заработка/дохода), применение коэффициента индексации законодательством не предусмотрено3. В данном случае ограничителем будет являться средний заработок работника.


Сноски

СвернутьПоказать
  1. Письмо ФСС от 22.03.2010 г. № 02-03-13/08-2497. Вернуться назад

  2. Взято с интернет-сайта ФСС (http://fss.ru), раздел «Вопросы по обеспечению пособиями» от 24.03.2009 г. Вернуться назад

  3. Письмо ФСС от 10.12.2009 г. № 02-10/07-12722. Вернуться назад

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.