• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» март 2011
  • Рубрика Взаимоотношения с госорганами

Значение разъяснений Минфина для применения законодательства о налогах и сборах

  • 0 комментариев
В статье на основе изучения широкого круга подзаконных актов и судебно-арбитражной практики рассматривается значение письменных разъяснений Министерства финансов РФ в применении законодательства о налогах и сборах. В рамках этого раскрывается содержание права на получение разъяснений, анализируются условия для применения разъяснений в практической деятельности налогоплательщиков, а также рассматриваются основания для их обжалования.


В системе прав налогоплательщиков особое место занимает право на получение от Министерства финансов РФ письменных разъяснений о порядке применения законодательства РФ о налогах и сборах. В настоящее время в справочных правовых системах размещено более тысячи писем Министерства финансов РФ, в которых даны разъяснения по разнообразным сложным вопросам налогообложения. О том, как использовать эти письма в своей деятельности, какими правилами при этом нужно руководствоваться, пойдет речь в настоящей статье.

Право на получение разъяснений

Одним из важных принципов законодательства о налогах и сборах является его определенность и ясность как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Нормативное закрепление этого принципа содержится в п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В то же время в литературе нередко можно встретить справедливые суждения о том, что отечественное налоговое законодательство, несмотря на свой кодифицированный характер, во многом остается излишне казуальным и в целом несовершенным и содержит много пробелов.

Одним из средств преодоления этой сложной для налогоплательщиков ситуации является закрепление за ними права на получение от финансовых органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах1. Относительно применения федерального законодательства о налогах и сборах такие разъяснения уполномочено давать Министерство финансов РФ, относительно применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах – финансовые органы субъектов РФ, относительно применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах – финансовые органы муниципальных образований.

Содержание этого субъективного права составляет возможность налогоплательщика в случае неясности для него какой-либо нормы законодательства о налогах и сборах обратиться в финансовый орган (чаще всего – в Министерство финансов РФ) с просьбой разъяснить ее смысл и порядок применения. Как отметил в одном из своих выступлений заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин, «мы отвечаем на запрос налогоплательщика, если конкретную ситуацию могут регулировать несколько норм, когда возможен пробел в законодательстве и т.д. Наш ответ построен на методологическом разъяснении законодательства не только налогового, но и отраслевого: гражданского, семейного, трудового»2. Письменное обращение налогоплательщика должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц. Ответ Министерства финансов РФ оформляется в виде письма.

В п. 11.3 Регламента Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Министерства финансов от 23.05.2005 г. № 45н3, приведен перечень ситуаций, при которых Министерство финансов РФ может отказать налогоплательщику в предоставлении разъяснений. К ним относятся случаи, когда:

  1. в обращении не указана (указана неразборчиво) фамилия налогоплательщика или почтовый адрес, по которому следует прислать ответ, либо не поддается прочтению сам текст обращения,
  2. ответ на обращение по существу невозможен без разглашения охраняемой законом тайны,
  3. в тексте обращения используются нецензурные либо иные оскорбительные или угрожающие формулировки,
  4. ответ на обращение не входит в компетенцию Министерства финансов РФ.

Во всех перечисленных случаях (за исключением неразборчивого обратного адреса) налогоплательщику направляется уведомление, в котором указывается причина, почему его обращение не может быть рассмотрено по существу.

Институт разъяснений финансовыми органами налогового законодательства широко распространен и в зарубежных странах, где он получил устоявшееся наименование фискального рескрипта (от франц. rescrit fiscal). Правда, в отличие от российского законодательства, в законодательстве других государств прослеживается четкое различие между письменным разъяснением действующего законодательства и предварительным согласованием налоговых последствий сделки.

Например, в США различается толкование налоговых нормативных актов, которые публикуются администрацией (revenue ruling), и письменные ответы администрации налогоплательщику (private ruling), предварительно обратившемуся с запросом о сделке, которую он намеревался заключить4.

Согласно ст. L 64 В Свода фискальных процедур Франции процедура фискального рескрипта предоставляет всякому налогоплательщику возможность направить администрации запрос о правомерности операции, которую он намеревается осуществить. По существу, речь идет о возможности, имеющейся в распоряжении любого налогоплательщика, получить письменную консультацию в налоговой администрации до заключения контракта или соглашения, представив ей все необходимые документы. Администрация должна указать в ответе, усматриваются ли в операции, по ее мнению, признаки злоупотребления правом. Если по окончании шестимесячного срока она не дала никакого ответа налогоплательщику, он имеет основания полагать, что соответствующее соглашение правомерно. Администрация оказывается, таким образом, «связанной» как своим положительным ответом на запрос налогоплательщика, так и отсутствием ответа в установленный срок. В случае если администрация не высказала никаких возражений или не ответила в срок, она лишается возможности в дальнейшем настаивать на квалификации соответствующей операции как действия, направленного на злоупотребление правом5.

Подобные нормы закреплены также в законодательстве Германии, Швеции, Голландии и других государств.

В России такие процедуры развиты недостаточно. Более того, из положений НК РФ не понятно, можно ли рассматривать институт письменных разъяснений Министерства финансов РФ как фискальный рескрипт, применяемый в развитых государствах.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.