• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» август 2011
  • Рубрика Современное делопроизводство

Изменение законодательства о госуслугах: шаг вперед, два – назад…

  • 0 комментариев
  • 22 просмотра
Из первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, вы узнаете, во что трансформировались планы по запрету требовать от заявителя документы и информацию, если те уже имеются в распоряжении госорганов. Какие интересные послабления успели внести? Как быть с персональными данными? Что стало с планами по включению архивов в межведомственный электронный документооборот?


Когда год назад, 27 июля 2010 года, был принят закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одним из ключевых его положений стал явный запрет требовать от заявителя документы и информацию, необходимые для предоставления услуги, если те уже имеются в распоряжении органов государственной власти. Это положение должно было заработать с момента вступления закона в силу – 1 июля 2011 года.

Специалистам изначально было очевидно, что столь радикальные преобразования в государственной машине за год осуществить невозможно. Помимо немалых технических сложностей, связанных с переходом на межведомственный электронный документооборот, существует и следующая системная проблема: колоссальный объем работ с документами, который раньше выполняли сами граждане, никуда пока не исчезает – он просто должен быть переложен на плечи перегруженных, часто технически плохо оснащенных и плохо обученных рядовых сотрудников органов государственной власти.

Эксперты предупредили о том, что может повториться ситуация, наблюдавшаяся при введении аналогичных положений в отдельные законы. В лучшем случае заявителям будут говорить, что, конечно, они могут подать одно только заявление, но что желаемую услугу они получат гораздо быстрее, если принесут нужные документы сами. В худшем – государственные органы действительно разошлют запросы в другие ведомства, часть которых останется без ответа, а на часть (например, на запросы, для выполнения которых нужно провести поиск и анализ имеющейся информации) придут отрицательные ответы-отписки. В итоге вместо достижения всеобщего счастья можно лишь озлобить население.

Мало кто верил и в реальность оперативного получения по ведомственным запросам информации из архивов (особенно по пенсионным вопросам).

На протяжении года в прессе публиковались две противоположные оценки возможности исполнения этого требования в установленные законодательством сроки. С одной стороны, представители Минкомсвязи в самых радужных красках описывали, что с 1 июля всем «будет большое счастье». Это, впрочем, не удивляет, поскольку Минкомсвязи основное внимание уделяет «железу» – прокладке проводов, установке серверов и т.д. – и не слишком интересуется прочими проблемами, связанными с созданием продуманной законодательно-нормативной базы, налаживанием смешанного документооборота, стыковкой существующих в ведомствах систем с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Мнение
СвернутьПоказать

Так, в декабре 2010 года в интервью CNews министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев говорил: «Мы ожидаем существенного снижения бюрократических барьеров при вступлении в силу в июле следующего года положения закона о государственных услугах, согласно которому все государственные органы должны будут запрашивать необходимые справки и сведения у других госорганов, а не у заявителя. Для реализации этого положения Минкомсвязью создана единая система электронного взаимодействия…» (http://safe.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/12/27/421554).

Ряд органов государственной власти придерживался несколько иной точки зрения, в том числе Минэкономразвития, которое первым осознало всю серьезность ситуации, забило тревогу и начало предпринимать меры – готовить изменения в законодательство.

Мнение
СвернутьПоказать

На заседании Совета по региональной информатизации в марте 2011 года заместитель министра экономического развития Олег Фомичев сформулировал причины, по которым Минэкономразвития подготовило поправки в закон 210-ФЗ: «Если буквально толковать нормы текущего закона, то заявитель может прийти за оказанием услуги без паспорта и сказать, что эти данные должны быть запрошены из Федеральной миграционной службы (ФМС). Есть целый ряд документов так называемого персонального хранения (например, диплом о высшем образовании), которые не надо идти и получать, а удобнее приносить с собой» (http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/03/17/432454).

Мнение
СвернутьПоказать

На Всероссийском экспертном форуме «Развитие информационного общества. Электронное правительство. Регион и муниципалитет», проходившем в мае 2011 года, Минэкономразвития свою позицию о необходимости внесения изменений в законодательство о госуслугах сформулировало уже более четко. Директор департамента государственного регулирования С.В. Шипова назвала конкретные виды документов, которые, по мнению министерства, необходимо исключить из межведомственного документооборота и обязать граждан представлять эти документы самостоятельно: «Документы личного хранения – паспорт, свидетельство о рождении или свидетельство о заключении брака – гражданину лучше принести самому, чем ждать, когда они будут получены «по каналам» межведомственного взаимодействия».

Помимо этого, Минэкономразвития обратило внимание и на другую весьма многочисленную группу документов – архивные.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.