Откуда родом неуверенность человека? И на чем базируется уверенность? Бизнес-тренер объясняет, как заполучить себе это приятное качество. Кроме того, в статье даны рекомендации руководителю, как «вырастить» более уверенных и эффективных работников.
«Человек лишь там чего-то добивается,
где он сам верит в свои силы» Людвиг Фейербах
Практически каждый человек испытывал чувство неуверенности в себе и знает, что это дискомфортное состояние, при котором возникает желание провалиться сквозь землю, стать незаметным для окружающих, нарушается координация движений (непонятно, куда девать руки-ноги, язык заплетается), появляется ощущение своей «пришибленности», словно чем-то придавили сверху. Следствие – невнятная речь и потеря смысла сказанного, а в душе тревога, ощущение своей беззащитности, стыд за себя, беспричинное чувство вины. Но… не так страшен черт, как его малюют.
Знайте: уверенность – тренируемая категория. Уверенность тренируется точно так же, как и мышцы. Если вы тренируете ее каждый день, она становится сильнее или, как минимум, сохраняется на должном уровне. Если не тренируете уверенность, ни власть, ни деньги, ни слава – ничто не сделает вас уверенным человеком. Для начала давайте разберемся с источником вашей неуверенности.
Источник
Проблема никогда не выглядит как проблема. Шпион не наклеит на грудь этикетку с надписью «шпион». И враг не будет ходить с татуировкой на лбу «я твой враг».
Обнаружить и осознать источник проблемы вам по силам. Для этого узнайте его черты:
- Источник всегда нейтрален. Он не плох и не хорош.
- «Ноги» большинства проблем растут из взаимоотношений с родителями в детстве и подростковом возрасте.
- Корень источника проблем лежит в неверной интерпретации событий.
- Если источник повторяется, то происходит закрепление на подсознательном уровне в виде установки.
- Решение проблемы заключается не в действиях, а в осознании и понимании проблемы.
Не спешите соглашаться или не соглашаться со мной. По ходу вы узнаете факты, сравните с вашим опытом и сделаете личные выводы.
Откуда приходит проблема? Если источник проблемы нейтрален, то кто дает первый импульс проблеме? Конечно – сам человек! Но давайте начнем старт без обвинений. Понимание того, что «Я ответственен», не обязательно должно сопровождаться самобичеванием.
Как мы решаем проблемы? Просто, примитивно и неверно. Мы возвращаемся к событиям, которые произошли за последнюю треть нашей жизни. Если вам 20 лет, то поиски проблем происходят в интервале от 14 до 20 лет. Если – 40, соответственно, в промежутке от 25 до 40 лет. Если – 60 лет, то вы сканируете промежуток от 40 до 60 лет. Корни не растут из верхушки дерева. Корень проблемы не в последней трети жизни. Отправляйтесь в начало. В детство. Первые годы жизни формируют шаблоны поведения. Вторая треть жизни только закрепляет то, что было создано в первой трети. Третья треть жизни – лишь повторение первой трети в формате мазохизма.
Ребенок – чистый лист с безграничными возможностями. Однако есть несколько факторов, которые не дают развиться потенциалу ребенка.
Первый из них – это ограниченная интерпретация поведения родителей. Она сводится к одному простому правилу: если ты смотришь на меня – значит, я тебе нравлюсь. Если ты не смотришь на меня, значит, я тебе не нравлюсь. Следствием становится следующая интерпретация – на меня не смотрят, значит, я недостаточно хорош(а).
А семейный психолог Вирджиния Сатир отмечала: «В младенческом и дошкольном возрасте мы нуждаемся в безусловной любви родителей, которые являются единственным источником нашего благополучия».
Ребенку два года. Он просит маму порисовать с ним, поиграть или посидеть рядом во время мультфильма, который вся семья смотрела с десяток раз. В течение дня таких просьб будет не меньше двадцати. Можно поставить под сомнение эту цифру и сказать, что на самом деле таких просьб не более трех в день. Допустим, что всего три в день. Родитель говорит «нет» или «не сейчас». В течение года ребенок собирает более 1000 таких «нет». И когда идет в школу, в его арсенале в среднем 5500 отказов только от одного родителя! Но число «20» вполне реальная цифра, так как дети не только понимают слова, но отлично считывают невербальные сигналы от родителей. Итак, если 20 отказов в день, то к школе ребенок получает в среднем 40 000 «нет» только от одного родителя!!!
Какой подсознательный вывод может сделать ребенок под таким прессом?! Задумайтесь!
Второй фактор – ограниченность моделей выживания. Ребенок не растет в колхозе. У него есть отец и мать или один из родителей. Первую модель выживания он копирует у родителей. На данный момент это единственная модель, которую он видит. Еду, безопасность и стиль жизни ребенок усваивает через копирование модели...