• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» сентябрь 2011
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Принимаем на работу бывшего госслужащего. Что нужно знать?

  • Рейтинг 4.32
  • 30 комментариев
  • 26607 просмотров
Требования трудового законодательства и антикоррупционных нормативных актов о соблюдении определенного порядка приема бывшего госслужащего на работу зачастую не соблюдаются работодателями не умышленно, а в силу недостаточности информации относительно данного порядка. Между тем следовать этому несложно, а ответственность за нарушения достаточно серьезна, штрафные санкции высоки... Кроме того, механизм привлечения работодателей, не соблюдающих порядок приема на работу бывших госслужащих, к административной ответственности, как показывает практика, уже отработан.


Новшества в законодательстве в области противодействия коррупции тут же повлекли большое количество дел об административных правонарушениях по когда-то редко применяемой ст. 19.29 КоАП РФ. Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам. Наш ликбез поможет этого избежать.

Обязанности работника – бывшего госслужащего

Статьей 64.1 ТК РФ установлены особые условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими. Так, граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы (далее для целей настоящей статьи они упоминаются в качестве «бывших госслужащих») в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Поскольку форма такого уведомления не установлена, он может сообщить об этом работодателю устно.

Мнение
СвернутьПоказать
Борис Чижов, заместитель начальника отдела делопроизводства Управления делами Федеральной службы по труду и занятости:

«Полагаю, что такие сведения бывший госслужащий должен представить именно в письменном виде, а копию зарегистрированного в установленном порядке документа хранить у себя. А если предъявить устно, то работодатель забудет, кадровик уволится – и поди докажи, что госслужащий подавал необходимые сведения!»

Следует отметить, что данную информацию специалист по кадрам нового работодателя, как правило, может выявить и самостоятельно из записей в трудовой книжке принимаемого работника.

Идентичные требования к бывшему госслужащему в части его обязанности при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы закреплены и в Указе Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

К сведению
СвернутьПоказать

В отношении бывших госслужащих установлены ограничения. Так, бывший госслужащий имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое ограничение действует в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы и только в отношении лиц, занимавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Среди указанного перечня имеются должности работников прокуратуры РФ, МВД РФ, следственного комитета при прокуратуре РФ, ФСИН России, ФСО России, ФСКН России, ФСБ России и т.д.

Те же требования установлены и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции»).

Ответственность работника

Частью 3 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» закреплены последствия для работника несоблюдения им (бывшим госслужащим) требования об уведомлении нового работодателя о прежнем месте работы (службы). Такое нарушение бывшим госслужащим требований закона влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Однако темой настоящей статьи все же является другая сторона медали – установленные законодательством РФ обязанности работодателя в отношении принимаемых на работу бывших госслужащих.

Обязанности работодателя, принявшего на работу бывшего госслужащего

Согласно той же ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с бывшими госслужащими в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» установлен перечень сведений, которые должен отразить работодатель в своем письме, направляемом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его службы. К ним отнесены:

  • а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
  • д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
  • е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  • ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Письмо должно быть направлено работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с данным гражданином (в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700).

Пример 1

Образец уведомления

СвернутьПоказать
образец уведомления о приеме на работу

Ответственность работодателя

Для работодателя согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» неисполнение обязанности об уведомлении предыдущего работодателя госслужащего о приеме последнего на работу признается правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего). Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.
К сведению
СвернутьПоказать

Состав правонарушения:

Объект правонарушения: государственный порядок управления.

Объективная сторона: бездействие, выражающееся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.

Установленные сроки: 10 дней с момента заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, входящую в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ.

Субъект правонарушения: должностные лица организаций-работодателей, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Субъективная сторона: как умысел, так и неосторожность. Наличие вины: виновное правонарушение. В ходе проверочных мероприятий и сбора доказательств установление наличия или отсутствия вины правонарушителя обязательно. Если будет установлено отсутствие вины работодателя, он не может быть привлечен к административной ответственности. (Например, если работник при приеме на работу представил подложные документы или же сообщил, что впервые поступает на работу.)

Подведомственность: дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Судебная практика: простые и сложные дела

Судебная практика по привлечению к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ очень немногочисленна. Статья 64.1 ТК РФ и ст. 19.29 КоАП РФ были введены Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ1 и начали действовать только с 10.01.2009. Однако в связи с наличием пробелов в законодательстве (долгое время не было перечня должностей, с занятием которых законодатель связывал обязанности бывшего госслужащего и его нового работодателя в области противодействия коррупции; данный перечень был введен лишь Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557), затруднена была как реализация работодателем своей обязанности по уведомлению бывшего нанимателя вновь принятого работника о приеме его на работу, так и привлечение работодателя к административной ответственности за неисполнение требований закона2.

Таким образом, формирование обширной практики, по сути, началось лишь с конца 2010 года.

Как было ранее…

Многие дела «разваливались» в суде в связи с наличием пробелов в законодательстве. Так, до 22.09.2010 (даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700) не было единообразного порядка предоставления предыдущему работодателю сведений о приеме бывшего госслужащего.

Пример 2
СвернутьПоказать

Мировой судья 225 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района Московской области постановлением от 06.07.20103 производство по делу в отношении ООО «ЧОП***» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, прекратил за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В основание отказа судом были положены доводы ООО «ЧОП***» о том, что обязанность по уведомлению преды­дущего работодателя о приеме на работу бывшего госслужащего установлена ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 ТК РФ. Однако поскольку в настоящее время законодательством не установлен порядок извещения работодателем при заключении трудового договора с бывшим госслужащим предыдущего работодателя госслужащего, суд признал представленные ООО «ЧОП***» доказательства достаточными для обоснования исполнения ООО «ЧОП***» своей обязанности. Копия письма, выписка из журнала учета исходящей документации Ассоциации частных охранных предприятий, ответ управления почтовой связи о пересылке соответствующего письма от указанной даты в адрес бывшего работодателя (ИФНС России по г. Сергиев Посад) легли в основу отказа в привлечении ООО ЧОП «****» к административной ответственности. Между тем доказательств того, что пересылке подлежало именно письмо-уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, так и не было представлено.

Как стало сейчас…

Проверкой соблюдений требований законодательства в области противодействия коррупции занимается прокуратура. Получая сведения об увольнении государственного служащего с государственной службы, данный орган продолжает наблюдать за дальнейшей карьерой бывшего госслужащего в течение двух лет. После получения органами прокуратуры информации (в том числе от самого бывшего госслужащего, его бывших коллег по госслужбе, из иных источников) об устройстве данного гражданина на работу новый работодатель становится центром внимания для них. После истечения десятидневного срока, в течение которого новый работодатель должен направить соответствующее уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, а также истечения возможных и максимальных сроков пересылки, прокуратура начинает проверку. Запросы, повестки, формирование «дела»… С учетом уже сложившейся практики дела по административным правонарушениям, предусмотренные ст. 19.29 КоАП РФ, условно можно подразделить на «простые» и «сложные».

«Простое» дело:
СвернутьПоказать
Пример 3
СвернутьПоказать
«Простое» дело

Мировой судья судебного участка № 3 г. Нижнекамска Кожевников В.А. постановлением от 31.03.20114 привлек к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ директора ООО «ххх» С. и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Как установил суд, С., будучи директором ООО «ххх», 19.11.2010 принял на работу К., специалиста 1 разряда, должность которой относится к должностям федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, обязан в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной службы в 10-дневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту службы в порядке, установленном нормативными актами РФ. С. в установленный законом 10-дневный срок не сообщил о приеме на работу К., пояснив в ходе судебного заседания, что он не знал о том, что нужно сообщать в 10-дневный срок, поэтому сообщил лишь 03.12.2010.

В основу обвинения положены приказ о принятии на работу от 19.11.2010 К., список сообщений.

Как уже было сказано, довольно часто виновный работодатель (юридическое лицо) не находит в себе силы отрицать очевидное нарушение требований закона. Именно поэтому в настоящее время дела в основном возбуждаются в отношении должностных лиц, а не юридических. Однако в случае активного сопротивления работодателя при очевидных обстоятельствах привлечению к административной ответственности прокуратура возбуждает административное производство и в отношении юридического лица. А к нему, как известно, санкции намного строже. В этом случае суд не так лоялен к действиям и желаниям правоохранителей, он зачастую ограничивается наказанием должностного лица работодателя, не привлекая к ответственности юридическое лицо в целом. В связи с изложенным дело приобретает новый оборот, когда должностное лицо не признает себя виновным.

«Сложное» дело:
СвернутьПоказать
Пример 4
СвернутьПоказать
«Сложное» дело

Мировым судьей Динского района вынесено постановление о привлечении директора ООО «Аура» к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 рублей (в связи с несообщением ООО «Аура» в администрацию муниципального образования Динского района информации о заключении трудового договора с бывшим начальником управления архитектуры и градостроительства, главным архитектором администрации Малюк А.Н.). В отношении же юридического лица ООО «Аура» мировым судьей применена ст. 2.9 КоАП РФ, и хозяйствующий субъект освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Прокуратура Динского района считает постановление мирового судьи Динского района о вынесении юридическому лицу ООО «Аура» устного замечания незаконным и необоснованным, в связи с чем указанное постановление обжаловано в Динской районный суд Краснодарского края. К сожалению, результат обжалования на момент подписания журнала неизвестен5.

Как работодатель пытается уйти от ответственности

На этапе получения повестки или запроса из прокуратуры работодатель, наскоро изучив свежее законодательство в области противодействия коррупции, понимает, что ответственности не избежать. И… начинает изыскивать возможности уйти от ответственности. К сожалению, все эти варианты уже кем-то когда-то были опробованы. Как показала практика, предпринятые меры, увы, не приводят к ожидаемому результату. Работодателя все равно наказывают! В качестве таких уловок известны попытки:

  1. «Переделать» трудовой договор в гражданско-правовой. Бесполезность меры заключается в следующем: ст. 19.29 КоАП РФ установила ответственность за «привлечение к трудовой деятельности либо выполнение работ или оказание услуг на условиях гражданско-правового договора …».
  2. «Переделать» даты приема на работу: аннулировать приказ (распоряжение), трудовой договор; признать недействительной запись в трудовой книжке. Нерезультативность меры заключается в следующем: любые ответы на запросы прокуратуры в фонды, в которые отчислялись взносы работодателем за период работы бывшего госслужащего у работодателя-нарушителя, покажут, что соответствующие взносы производились. Это послужит доказательством наличия между бывшим госслужащим и работодателем трудовых отношений.
  3. Настаивать на имеющемся факте отправки соответствующего уведомления по почте. Отсутствие смысла так делать заключается в следующем: ответ на запрос прокуратуры в управление почтовой связи выявит лукавство работодателя.
  4. Не представлять прокуратуре трудовой договор. Нерезультативность данной меры заключена в следующем: отсутствие трудового договора не оказывает влияния на возможность привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ. Фактическое допущение к работе в соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК РФ признается возникновением трудовых отношений и лишь обязывает работодателя оформить трудовой договор в письменной форме в установленные сроки, но никак не означает отсутствия трудовых отношений.
  5. Фрагмент документа
    СвернутьПоказать
    Часть 2 ст. 67 Трудового кодекса РФ

    Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

    Пример 5
    СвернутьПоказать

    В ходе проведенной во исполнение п. 1 Совместного плана по противодействию коррупции на 1 полугодие 2011 года проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики было установлено, что ИП Вязов А.Н., осуществляя предоставленное ст. 22 ТК РФ право, принял на работу в соответствии со ст. 67 ТК РФ, фактически допустив к выполнению трудовой функции, гражданку, ранее занимавшую должность муниципальной службы «ведущий специалист-эксперт администрации Тораевского сельского поселения Моргаушского района ЧР» и вопреки требованиям ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» не выполнил обязанности по сообщению в десятидневный срок о заключении трудового договора с данной гражданкой представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы, то есть в администрацию Тораевского сельского поселения Моргаушского района ЧР.

    Постановлением Мирового судьи судебного участка № 1 Моргаушского района ЧР от 31.01.20116 ИП Вязов А.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

  6. Отрицать факт приема на работу. Копию трудовой книжки представить без последней записи о приеме на работу. «Скорректировать» записи в книге движения трудовых книжек. Практика показывает, что такая совокупность мер противодействия лишь заставляет правоохранителей тщательнее собирать доказательную базу. Исходя из любой отчетности организации, можно выявить наличие в штате (или за штатом) работника, уплату за него взносов, налогов и пр.
  7. Иные виды мер, менее распространенных, но также не достигающих цели работодателя уйти от ответственности.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что и теоретическая база, и сложившаяся судебная практика уже выработали «стандартный» набор видов доказательств, которые используются органами прокуратуры в делах по привлечению должностных лиц работодателей (или ИП, а также самих юридических лиц в целом) к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Доказательства правонарушения: «стандартный» набор

Как уже было указано, инициатором привлечения должностных лиц организаций и юридических лиц является прокуратура, проводящая в рамках своей компетенции соответствующие проверки соблюдения законодательства в области борьбы с коррупцией.

На отдельном примере выясним, какие доказательства совершения факта правонарушения и наличия вины используются данным органом при формировании административного материала и подготовке его к рассмотрению в суде.

Пример 6
СвернутьПоказать

Фабула дела: С.А.Ю. с 01.12.2006 работала в администрации сельского поселения Лозовский сельсовет в должности ведущего специалиста, которая в соответствии с законом Липецкой области от 02.07.2007 № 67-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы Липецкой области» относится к старшей группе должностей муниципальных служащих. 30.11.2009 С.А.Ю. была уволена по собственному желанию из администрации сельского поселения Лозовский сельсовет. 01.09.2010 она принята на работу в ООО «РУБИКОН» на должность главного бухгалтера. Однако от генерального директора ООО «Рубикон» Мамедова Р.Г. в десятидневный срок сведения о заключении трудового договора с С.А.Ю. в администрацию сельского поселения Лозовский сельсовет не поступали.

Решение суда: постановлением мирового судьи Чаплыгинского судебного участка № 2 Липецкой области от 23.12.2010 по делу № 5-589/20107 к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ был привлечен генеральный директор ООО «РУБИКОН» Мамедов Р.Г., который был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в доход государства в сумме … рублей.

Документы, положенные судом в основу решения:

  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении,
  • объяснения С.А.Ю., Мамедова Р.Г,
  • акт проверки от 15.12.2010,
  • копия трудовой книжки С.А.Ю.,
  • контракт с генеральным директором от 19.07.2010,
  • справка об увольнении С.А.Ю. из администрации сельского поселения Лозовский сельсовет,
  • приказ от 01.09.2010 о приеме на работу С.А.Ю. главным бухгалтером ООО «РУБИКОН»,
  • трудовой договор от 01.09.2010 № 1 с С.А.Ю.

Обратите внимание! Поскольку Мамедов Р.Г. признал свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, прокуратуре не потребовалось доказывать факт неисполнения Мамедовым Р.Г. обязанности по уведомлению предыдущего работодателя работника (писать и получать запросы из управления почтовой связи, курьерской службы и пр.).

Наказывают всех!

Казалось бы, правоохранители нацелены на сбор штрафов за нарушение ФЗ «О противодействии коррупции» в казну, вот и акцентируются на несчастных нарушителях – индивидуальных предпринимателях (ИП) да обществах с ограниченной ответственностью. Это не так. Привлекают не только коммерсантов, но и должностных лиц государственных и муниципальных органов власти.

Так, в отношении главы Ики-Бурульского сельского муниципального образования прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ. 22.02.2011 постановлением мирового судьи Ики-Бурульского судебного участка он признан виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.8

Бывают и казусы…

Пример 7
СвернутьПоказать

15.02.2011 постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе Мосунов В.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Новоторъяльский районный суд Республики Марий Эл своим решением от 31.03.2011 по делу № 10-4/2011 постановление мирового судьи отменил и возвратил дело на новое рассмотрение тому же мировому судье9.

Мосунов В.А., освобожденный от должности председателя комитета по оперативному управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» и уволенный из администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» 02.06.2009 с должности, которая отнесена к главной должности муниципальной службы, обязан был в течение 2 лет в случае последующего трудоустройства сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы, а также сообщить в десятидневный срок о заключении трудового договора работодателю по последнему месту службы. При назначении 21.12.2010 на должность директора ООО <…> не уведомил состав учредителей общества о последнем месте своей службы и не сообщил о заключении с ним трудового договора последнее место службы, тот есть администрацию МО «Новоторъяльский муниципальный район». Судом установлено, что Мосунов В.А. устно предупреждал учредителей о занимаемой им ранее должности, а письменного предупреждения закон не требует. Считает, что уведомление в администрацию должен был подать его работодатель, т.е. учредители ООО <…>.

Как следует из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.02.2011, дело возбуждено в отношении Мосунова В.А. как должностного лица – директора ООО <…>. Из текста же постановления мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе от 15.02.2011 следует, что Мосунов В.А. привлечен к административной ответственности как физическое лицо. Таким образом, суд пришел к выводу, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе Мосунов В.А. привлечен к административной ответственности по иному составу административного правонарушения. Это является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, основанием для отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение.

Несомненно, поставленная законодателем антикоррупционная цель, достижение которой стало возможным после полного и всестороннего законодательного урегулирования вопроса, вкупе с полномочиями, жесткостью и быстротой реакции органов прокуратуры, сделают свое дело: работодатели будут соблюдать требования антикоррупционного законодательства. Вопрос только в том, случится ли это до первого привлечения к административной ответственности или уже после сего печального события. Надеемся, что представленный материал наглядно и подробно подготовит работодателей к правильным, четким и безошибочным действиям при приеме на работу бывшего государственного служащего.


Сноски

СвернутьПоказать
  1. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» Вернуться назад

  2. Долгое время отсутствовал порядок, регулирующий процесс и объем предоставления таких сведений. Такой порядок был введен лишь постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700. Вернуться назад

  3. Источник информации – официальный сайт 225 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района Московской области//http://225.mo.mirsudrf.ru/modules.php?name=info_court&id=41&cl=1. Вернуться назад

  4. Судебный участок № 3 Нижнекамского района и г. Нижнекамска Республики Татарстан// http://n-kamsk3.tat.mirsudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=98. Вернуться назад

  5. Официальный сайт прокуратуры Краснодарского края (информация на 06.04.2011)// http://www.prokuratura-krasnodar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1523:2011-04-17-18-37-56&catid=159:2010-04-19-13-52-38&Itemid=293. Вернуться назад

  6. Источник информации – официальный сайт прокуратуры Чувашской Республики// http://www.chuvprok.gov.ru/news.php?id=3543. Вернуться назад

  7. Источник информации – официальный сайт Чаплыгинского судебного участка № 2 Липецкой области// http://mslo.ru/chaplygin2/postanovlenie.htm?id=38412. Вернуться назад

  8. Источник информации – официальный сайт прокуратуры Республики Калмыкия// http://www.kalmprok.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1505&Itemid=1. Вернуться назад

  9. Новоторъяльский районный суд Республики Марий Эл// http://novotorjalsky.mari.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=410 Вернуться назад

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  55 голосов

30 комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Анонимный гость, 23 декабря 2011 12:19

Наталья, молодец! Хороший обзор.

+7

Ответить
дрищ, 31 января 2012 13:39

внатуре крутяк

+3

Ответить
TUR, 7 апреля 2012 16:20

Хочу задать вопрос о действии на сегодняшний день (2012г.) ст. 19.29.
Дело в том, что с 3 декабря 2011г. внесено изменение в п. 4 ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ, теперь, на мой взгляд, работодатель обязан направить уведомление по бывшему месту службы бывшего государственного или муниципального служащего только если одновременно имеются следующие основания:
1) бывший гос или муниц. служащий выполнял функции управления и на новом месте работы так же выполняет функции управления;
2) должностные обязанности гос или муниц. служащего на прежнем месте службы совпадают с должностными обязанностями по новому месту работы.
Если данные условия не имеются, то обязанность по уведомлению не наступает, и, соответственно, не имеет место нарушение ФЗ № 273-ФЗ, т.е. нельзя привлечь к отвественности по 19.29.
Если я ошибаюсь, прошу расталковать мне как следует применять новую редакцию п. 4 ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ

+8

Ответить Свернуть ветку + Развернуть ветку (4 сообщения)
валерия, 15 июня 2012 08:27

Меня также заинтересовал вопрос о уведомлении бывших работодателей гос служащих.
Наткнулась на эту статью...и на ваш комментарий.
Не могу найти в п. 4 ст.12 такой трактовки какую преподнесли Вы.В п.4 ст 12 ни слова не говорится о каких-то исключения (я также изучала закон в последней редакции)
Сейчас пребываю в замешательстве - либо я чего-то не глядела, либо Вы.

+4

Ответить
love, 16 июня 2012 21:36

Новую редакцию применять так же, как и старую. Изменения коснулись лишь того, что еще нужно сообщать и про тех, с кем заключен гражданско-правовой договор.
Согласно Указу Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" сообщать работодателю сведения о последнем месте службы должны те служащие, у которых отдельные функции по государственному управлению организациями (т.е. новыми работдателями) входили в должностные (служебные) обязанности (пп. "б" п. 1 Указа: "в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта..." - т.е. сообщать новому работодателю в случае выполнения ранее функций по государственному управлению данной организацией).
Таким образом, работник исполняет свою обязанность, а новый работодатель, в свою очередь, - свою, направляя соответствующее письмо по месту службы.

К сожалению, как показывает прокурорская и судебная практика, привлечь к ответственности пытаются всех, кто принял на работу бывшего гос(мун)служащего, не вдаваясь в подробности, какие функции этот служащий выполнял и какие обязанности у него были. Т.е. установленный перечень толкуют расширительно: всякий новый работодатель должен сообщить сведения по всякому бывшему служащему.

+5

Ответить Свернуть ветку + Развернуть ветку (2 сообщения)
Анонимный гость, 17 июня 2012 06:33

сов верно

+4

Ответить
Перец, 17 июня 2012 06:46

Привлекают например бывшего начальника отдела администрации, который уволился и создал свое ООО и сам является единоличным его учредителем и ген директором. И как полагает прокуратура и суд еще и работником данного ООО. По мнению данных правоохранителей он должен уведомить администрацию, что принял на работу сам себя. Чушь полная. В судебном решении нет даже упоминания о ФЗ " Об ООО". Прокурора и суд не интересует, что данный начальник отдела не выполнял никаких управленческих функций в отношении данного ООО, т.к. его при его работе в мун. образовании в помине не было.
О чем это говорит, прежде всего о слабости юридической наших правоохранителей и суда. Обжаловать решение в надзорной инстанции практически невозможно. У кого есть примеры, сообщите.

+8

Ответить
scalesmann, 15 мая 2012 09:57

как я понимаю, форма уведомления _бывшим госслужащим_ нигде не определена?

+4

Ответить
Марина, 24 июня 2012 11:20

Скажите, а конкретно по должностям в перечне: моя должность относится к категории "специалисты", старшая группа должностей (09-3-4-032) (Федеральной налоговой службы). Тоже надо сообщать? В Постановлении №700 от 08.09.2012 говорится только о тех должностях которые входят в перечень. В перечне указана "высшая группа должностей".

+2

Ответить Свернуть ветку + Развернуть ветку (3 сообщения)
Надежда, 11 декабря 2012 10:31

тоже интересует этот вопрос... я была старшим специалистом 3 разряда... должна ли я была уведомлять? и что делать если не уведомила

+4

Ответить
гость, 21 февраля 2013 12:30

Смотрите, может (а скорее всего ДА) ваша полжность подпадает под эти формулировки.
Раздел III. Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками
ГАРАНТ:См. справку о перечнях должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
управление государственным имуществом;
осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
хранение и распределение материально-технических ресурсов.

+1

Ответить
Tatyana, 14 июня 2013 17:49

Что касается бывших сотрудников ФНС, перечень должностей ФМС определен приказом самой ФНС РФ№ ММ-7-4/430@ от 25.08.2009 и утверждем Минюстом

-1

Ответить
гость, 27 октября 2012 12:36

как быть, если директор школы являясь гос служащим и занимается предпринимательской деятельностью?

+4

Ответить
Вита, 19 февраля 2013 19:28

Кто -нибудь знает, нужно ли уведомлять бывшего работодателя, если их бывший сотрудник работает у нас по совместительству???

+0

Ответить Свернуть ветку + Развернуть ветку (1 сообщение)
гость, 21 февраля 2013 12:27

В любом случае надо, если с бывшим гос. служащем заключен трудовой или гражд.-правовой договор.

+1

Ответить
Анонимный гость, 20 марта 2013 10:56

Предлагаю все издаваемые законы переименовать в "закон о сборах денег с ...", а все законы о трудовых ресурсах переименовать в "закон о рабстве" smile:-)

+18

Ответить
Екатерина, 22 марта 2013 13:59

Наталья, добрый день!
Работала следователем мвд, после чего уволилась.
Проработала год на новой работе но информации о том, что я находилась на должности следователя у работодателя не было. Сейчас помощник прокурора вызывает к себе писать объяснительную, о том что я не сообщила своему работодателю об этом. На сколько я поняла, то в перечь указа 557 моя бывшая должность не входит. Помощник говорит, что эта должность всё равно относится к данному числу лиц, и мне грозит увольнение с работы.

Подскажите, пожалуйста, он прав?

+0

Ответить
Natusik, 1 апреля 2013 16:58

К СВЕДЕНИЮ ПО ТЕМЕ:

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012)

Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

+2

Ответить Свернуть ветку + Развернуть ветку (1 сообщение)
kumnax, 7 апреля 2013 12:05

В соответствии со статьей 19.29. КОАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с ч.3 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года (в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ)
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь в ч.1 ст.12. Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года (в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) указан ограниченный круг граждан, в отношении которых работодатель обязан сообщать о заключении такого трудового договора и (или) гражданско-правового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, а именно:
- должность работника государственной или муниципальной службы, должна быть включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации
- с момента увольнения с государственной или муниципальной службы, прошло не более двух лет.
- условия оплаты таким гражданам по трудовому договору и (или) гражданско-правовому договору (гражданско-правовых договоров) в течение месяца составляют более ста тысяч рублей.
- гражданин, время прохождения государственной службы или муниципальной службе осуществлял отдельные функции государственного муниципального (административного) управления в которой функционирует организация, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты.
В соответствии с разъяснениями, направленными для использования в работе федеральными государственным органами (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 июня 2012 г. N 17-1/10/1-248 "О разъяснении практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") норма ч.1 ст. 12. Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года (в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) направлена на соблюдение гражданами, попадающие под вышеуказанные критерии, обязательного комиссионного согласования замещения на условиях трудового договора и (или) гражданско-правового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации для соблюдения требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

+3

Ответить
Natusik, 1 апреля 2013 17:01

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012)
"О противодействии коррупции"

Статья 12

1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

4. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

+1

Ответить
Natusik, 1 апреля 2013 17:02

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Статья 17

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

+0

Ответить
Natusik, 1 апреля 2013 17:03

Форма отчёта и что в нём должно содержаться прописаны в этом документе:

Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 700
"О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы"

+1

Ответить
Анонимный гость, 17 апреля 2013 16:13

Уволилась с муниципальной должности в сентябре 2012 года. нужно ли подавать декларацию за 2012 год?

+0

Ответить
Дмитрий, 26 апреля 2013 12:32

Уволили с ГС в связи с расформированием органа. То есть как таковой организации уже не существует.
Обязан ли был работодатель отправлять какие бы то ни было уведомления? На какой адрес?

+1

Ответить
serg6309, 25 сентября 2013 08:47

обзор хороший,но увы! поздно! может кто поможет советом как увести от удара ЮЛ,т.к. д.л. уже наказано.

-2

Ответить
ГГС, 13 декабря 2013 13:43

Если работник уволился из одной организации с должности государственной гражданской службы и поступил на работу по служебному контракту в другую организацию на должность государственной гражданской службы, должен ли новый работодатель в 10-тидневный срок уведомлять об этом бывшего работодателя?

-2

Ответить
guzel, 10 января 2014 05:45

А как избежать наказания именно на юр.лицо? как можно отделаться только штраф на физ лицо?

+5

Ответить Свернуть ветку + Развернуть ветку (1 сообщение)
ГАМ, 21 января 2014 22:49

Очень бы хотелось узнать, так как ситуация такая: Я бывший гос служащий, при приеме на работу я не сообщил новому работодателю об этом, сейчас пришел запрос из прокуратуры (с момента увольнения с гос службы и трудоустройства на новую работу, прошло 13 месяцев). Руководителю выпишут штраф и на юр лицо я так полагаю тоже.
Получается по закону со мной сейчас расторгнут трудовой контракт, но это пол беды и ни чего страшного.
Получается что работодатель не знал о том что я был на гос службе так как я не сообщил и трудовую не представил.
Будет ли штраф работодателю, ведь он все что знал и мог уже исполнил (уволил меня когда узнал)?

-3

Ответить
Гость, 18 февраля 2014 08:34

Вопрос.
Взяли на работу (по договору гражданско-правового характера) бывшего сотрудника ФТС. Договор на месяц, на выполнение определенных работ. Нужно ли сообщать на прошлое место работы, т.к. два года еще не истекли с момента его увольнения?
Заранее благодарю за ответы.

+2

Ответить Свернуть ветку + Развернуть ветку (1 сообщение)
Анонимный гость, 22 апреля 2014 16:49

насколько я понимаю:
да-если оплата по гражданско-правовому договору больше 100 тыс. рублей
нет- если меньше.

а я уже написала повинную на должностное лицо и иду в суд получать штраф((((

+0

Ответить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Наши акции

Подписка на печатные версии журналов издательства по низким ценам -
в ООО "Дело-пресс".

Тел: +7 (495) 482-30-58.

Вопрос-Ответ


Архив раздела
Задать вопрос

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.