Можно ли использовать телефонограммы для подтверждения факта и содержания телефонного разговора в настоящее время? Раньше их активно применяли, а сейчас уже встречаются организации, которые для этого оформляют акт с подписями присутствующих при телефонном разговоре свидетелей. В каких ситуациях использование телефонограммы уместно? Как ее оформить, чтобы придать юридическую силу?
Назначение телефонограммы
В кратком словаре видов и разновидностей документов, изданном ВНИИДАД в 1974 году, приводится определение телефонограммы как обобщенного названия различных по содержанию документов, передаваемых по телефону. А используются ли телефонограммы в настоящее время? Да. И подтверждение этому можно найти в ряде правовых актов.
Так, в пункте 3 статьи 121 АПК РФ
, посвященной судебным извещениям, написано о том, что в случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса
телефонограммой
, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Или, например, в пункте 13 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти 2 говорится, что в федеральном органе исполнительной власти доставка и отправка документов осуществляются средствами почтовой связи, фельдъегерской связи и электросвязи. А в пункте 3.4.8 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 3 поясняется, что с помощью средств электросвязи осуществляется передача телеграмм (телетайпограмм, телексов), факсограмм, телефонограмм, электронных сообщений, передаваемых по системе межведомственного (ведомственного) электронного документооборота.
Кроме того, в пункте 3.3.5.5 тех же Методических рекомендаций приводится определение данного вида документа: телефонограмма – документ информационного характера, передаваемый и получаемый по телефонной связи. При этом телефонограмма предполагает устный способ передачи текста по каналам телефонной связи. Поэтому, с нашей точки зрения, телефонограммы можно использовать для оперативной передачи информационных сообщений служебного характера (извещения, приглашения, экстренные сообщения и т.п.) или в тех ситуациях, о которых напрямую говорится в правовых актах, принятых высшими органами государственной власти (например, пункт 3 статьи 121 АПК РФ). То есть не следует использовать телефонограмму, когда могут возникнуть спорные ситуации, которые связаны с содержанием передаваемого документа и которые могут дойти до...