НК РФ не содержит конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. Поэтому инспекцией могут быть затребованы в том числе и сведения об акционерах организации. При этом из положений налогового законодательства следует, что соответствующий запрос должен содержать либо указание на проводящееся мероприятие налогового контроля, либо указание на конкретную сделку. В отсутствие таких сведений требование налогового органа представляется неправомерным. Тем не менее в случае его невыполнения нельзя исключить возможность привлечения организации к налоговой ответственности.
Одной из форм налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках. Порядок их истребования установлен ст. 93.1 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ (на который в анализируемом случае и ссылаются в запросе представители ИФНС) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Истребование документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Обратите внимание, что ст. 93.1 НК РФ не содержит конкретного перечня истребуемых в этом случае налоговыми органами документов. По мнению контролеров, к таким документам могут быть отнесены любые документы, содержащие информацию, связанную с деятельностью проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (см., например, письма Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246, от 19.05.2010 № 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438, ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).
При этом в письме ФНС России от 24.08.2015 № АС-4-2/14873 прямо указывается, что в соответствии с положениями ст. 93.1 НК РФ акционерное общество обязано представить по требованию налогового органа в том числе документы и информацию, которые касаются владельцев ценных бумаг.
На отсутствие законодательных ограничений в перечне документов, которые могут быть запрошены у контрагентов налогоплательщика и иных лиц, располагающих информацией о налогоплательщике, указывают и судьи (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 № 08АП-8080/12).
При этом, как следует из п. 1 ст. 93.1 НК РФ, критерием правомерности истребования соответствующих документов является их взаимосвязь с деятельностью налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). В то же время субъективное мнение контрагента налогоплательщика о неотносимости запрашиваемого документа к предмету налоговой проверки не может быть основанием для отказа в представлении такого документа по требованию налогового органа. Насколько документы, запрашиваемые в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика, относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, определяет налоговый орган, составивший поручение об истребовании документов (постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 05АП-164/15, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 № 07АП-2676/15).
Вместе с тем судьи отмечают, что нормы ст. 93.1, 126, 129.1 НК РФ возлагают на инспекцию обязанность указать в требовании о представлении документов сведения, позволяющие получившему его лицу установить наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 93.1 НК РФ и обязывающих его представить соответствующие документы (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 № 04АП-5720/14).
На основании положений п. 3 ст. 93.1 НК РФ необходимым условием истребования документов является указание налоговым органом, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. На данное обстоятельство неоднократно обращали внимание суды (см., например, постановления АС Центрального округа от 23.05.2016 № Ф10-1268/16 по делу № А64-4998/2015, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 № 07АП-8703/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 № 14АП-11480/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 № 08АП-2961/15).
Как следует из вопроса, в требовании инспекции отсутствует информация как о проверяемом налогоплательщике, так и о конкретной сделке. Таким образом, определить, относятся ли к деятельности проверяемого контрагента истребуемые сведения, невозможно. А подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право не выполнять неправомерные требования налоговиков.
Из сказанного, на наш взгляд, следует, что в анализируемой ситуации у организации существуют предпосылки для признания полученного требования неправомерным и, соответственно, для его неисполнения. Однако в этом случае организации следует быть готовой к отстаиванию своей позиции в суде.
При этом напоминаем, что за непредставление указанных сведений организация может быть привлечена к ответственности на основании ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).