Что такое франчайзинг? Как он работает? Каковы его плюсы и минусы? На все эти и многие другие вопросы ответит наша статья.
Нет практически ни одного человека, особенно занимающегося предпринимательской деятельностью, который не слышал бы такого термина, как «франчайзинг». Что представляет собой эта форма партнерских связей, как она работает, ее плюсы и минусы для сторон данной модели ведения бизнеса, а также нюансы правового регулирования договорных отношений – все это стало предметом рассмотрения нашей статьи.
Что такое франчайзинг?
Это вид отношений, когда одна сторона передает другой за определенную плату право на тот или иной вид бизнеса, используя разработанную схему (бизнес-модель) его ведения. Можно сказать, что это одна из форм лицензирования, когда головная компания передает другой компании на определенное время и в определенных объемах на возмездной основе право действовать от своего имени и использовать при этом товарные знаки и иные объекты интеллектуальной собственности.
Стороны данных отношений именуют франчайзером и франчайзи (реже – лицензиаром и лицензиатом, головной компанией и оператором и пр.).
Со стороны франчайзера выступают, как правило, крупные компании, имеющие на рынке определенный имидж и хорошую репутацию. Франчайзер всегда один.
В качестве франчайзи выступают не только юридические лица, но нередко и индивидуальные предприниматели. У одного франчайзера может быть несколько франчайзи.
Как это работает?
При использовании такой модели ведения бизнеса, как франчайзинг, франчайзи передаются средства индивидуализации товаров и / или услуг (товарный знак, знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и иная коммерческая информация, которая необходима для закрепления франчайзи на рынке товаров и услуг. В значительном числе случаев сторона, продающая франшизу, берет на себя обязательства по оказанию консультаций в сфере становления и ведения приобретаемого бизнеса, обеспечению технической поддержки.
Поскольку имеют место возмездные отношения, выплаты франчайзи за предоставление франшизы могут осуществлять в следующих формах:
- одноразовый платеж;
- роялти;
- отчисления на проведение маркетинговых и рекламных мероприятий;
- иные платежи на дополнительные услуги франчайзера.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что франчайзинг представляет собой «метод тиражирования предприятий малого бизнеса, принадлежащих разным владельцам, но объединенных под одну торговую марку и работающих по одной бизнес-модели».
Продуктами, которые являются предметом франчайзинга, могут быть:
- изделия, имеющие какую-либо материальную форму (например, одежда, обувь, продукты питания);
- услуги;
- производственный бизнес-процесс (совокупность управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
- комплексный продукт, сочетающий все вышеотмеченные составляющие.
Обоюдная выгода
Франчайзинг крайне выгоден как для самого франчайзера, так и для франчайзи. Предоставляя свою интеллектуальную собственность, а также модель ведения бизнеса по франшизе, франчайзер убивает одним выстрелом сразу нескольких зайцев. Прежде всего посредством франчайзинговой модели происходит расширение сбыта тех или иных товаров или услуг, что является важным преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. Кроме того, это существенный источник прибыли для франчайзера.
Источником дохода для франчайзера могут выступать:
- вступительные взносы «новых» франчайзи;
- роялти (т.е. регулярные платежи в фиксированном размере либо платежи в процентном соотношении от выручки или прибыли, полученной франчайзи);
- наценка на поставляемые франчайзи товары...