С 2017 г. начнет действовать отдельный закон, регулирующий проведение государственной кадастровой оценки. Выясним, для чего понадобился этот закон, кто и как будет определять стоимость недвижимости, в каких случаях будет проводиться внеочередная оценка, а главное – как можно оспорить кадастровую стоимость.
Не секрет, что проведение кадастровой оценки на практике приводит к существенному увеличению расходов бизнеса. Это происходит из-за завышения кадастровой стоимости, которую владельцы недвижимости нередко пытаются оспаривать. Вступающий в силу с 1 января 2017 г. Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) призван исправить эту ситуацию и сделать данную процедуру более открытой, прозрачной и понятной. Рассмотрим, чего следует ждать от обновленной процедуры кадастровой оценки.
Зачем понадобился новый закон?
В настоящее время заказчиками работ по определению кадастровой стоимости являются органы субъектов РФ или муниципальных образований, исполнителями – отобранные по конкурсу юридические лица, а субъектами оценочной деятельности – физические лица (оценщики). Кроме того, в процессе определения кадастровой стоимости принимают участие и саморегулируемые организации оценщиков. Они проводят экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости. Очевидно, что такая сложная организация оценки позволяет «размывать» ответственность. На практике зачастую просто невозможно установить, кто виноват в завышении кадастровой стоимости: заказчик, исполнитель, оценщик или саморегулируемая организация.
Новый закон призван изменить эту ситуацию. Полномочия по определению кадастровой стоимости передаются специализированным бюджетным учреждениям, которые будут заниматься определением кадастровой стоимости на постоянной основе. Такой подход, по задумке авторов закона, позволит сконцентрировать ответственность и повысить прозрачность процедуры.
Кто будет проводить кадастровую оценку
Итак, полномочиями по проведению кадастровой оценки наделяются бюджетные учреждения, которые также дают необходимые разъяснения и рассматривают обращения (в частности, по поводу допущенных ошибок). Именно они несут всю полноту ответственности за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).
К репутации и опыту работников бюджетного учреждения предъявляются определенные требования: высшее образование и профессиональная переподготовка в определенных областях, отсутствие судимости (ст. 9 Закона № 237-ФЗ). На бюджетное учреждение и его работников всегда можно будет пожаловаться в Росреестр (ст. 9 Закона № 237-ФЗ), а также в иные правоохранительные органы (например, в прокуратуру).
Единичные и системные ошибки
Иногда неправильная кадастровая стоимость в реестре указывается из-за допущенных ошибок. Для их исправления можно будет воспользоваться упрощенной процедурой: подать соответствующее обращение в бюджетное учреждение (ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Однако следует учитывать, что по смыслу Закона № 237-ФЗ исправление ошибок – это корректировка ошибочных сведений, включенных в реестр из-за описок, опечаток, неправильной информации и т.п.
Пересмотр самой кадастровой стоимости – это принципиально другая процедура. Для пересмотра нужно подавать заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.
Основание для такого вывода дает содержание ст. 21 Закона № 237-ФЗ. Там сказано, что ошибки бывают единичными (при определении кадастровой стоимости одного объекта) и системными (при определении кадастровой стоимости нескольких объектов); техническими (описки, опечатки, арифметические) и методологическими (неправильное применение методики при расчете кадастровой стоимости). Бюджетное учреждение исправляет такие ошибки в срок не более 60 дней с даты поступления...