«Учиться никогда не поздно», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Человек неученый – что топор неточеный»… Можно еще долго продолжать в том же духе, рассказывая, как важно постоянно пополнять свои знания. Понимают это и дальновидные работодатели, которые периодически отправляют своих сотрудников повышать квалификацию. Кстати, для некоторых категорий специалистов эта процедура является обязательным условием продолжения их работы на прежней должности. Итак, как отправить работника на учебу и при этом соблюсти многочисленные условия, предусмотренные трудовым законодательством?
Что такое квалификация?
Действующее законодательство не содержит определения понятия «квалификация работника». Однако исходя из общих принципов трудового законодательства, а также законодательства о занятости населения, можно сказать, что квалификацией работника считается уровень его профессиональных способностей, подтвержденный и зафиксированный в установленном законом порядке.
Основным показателем квалификации для большинства работников является разряд, определяющий сложность выполняемых ими работ. Диапазон разрядов по той или иной должности работника определяется постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (далее – Постановление № 785).
Фрагмент документа
Фрагмент Приложения № 2 («Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих») к постановлению Правительства РФ от 14.10.1992 г. № 785
Кроме указанного документа, в России действует еще целый ряд нормативно-правовых актов, определяющих и устанавливающих разряды по оплате труда для отдельных категорий работников в различных сферах хозяйственной деятельности.
В качестве примера можно привести:
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.10.2005 г. № 614 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих атомных электростанций»;
- постановление Минтруда РФ от 27.08.1997 г. № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации».
Между тем для некоторых категорий работников показателем квалификации служит не разряд Единой тарифной сетки, а специально установленная для них законом градация должностей. В частности, это касается государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Фрагмент документа
Пункт 2 Указа Президента РФ от 01.02.2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (фрагмент)
2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее – должности гражданской службы):
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.
Однако независимо от того, по какому принципу определяется квалификация работника, от ее уровня напрямую зависит уровень заработной платы работника, а также возможности его дальнейшего профессионального и карьерного роста. Именно поэтому действующее законодательство и, в первую очередь, Трудовой кодекс Российской Федерации, уделяет самое пристальное внимание вопросам, связанным с повышением квалификации.
Когда ее повышают?
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
При этом работодатель проводит повышение квалификации работников либо в самой организации, в которой работник трудится на основании трудового договора (курсы, лекции, семинары, обучение и т.д.), либо при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования (специальные программы повышения квалификации работников). Условия и порядок повышения квалификации работников должны определяться коллективным договором,...