По оценкам кадровых агентств, несмотря на прошедший кризис, к обучению собственных сотрудников прибегают многие предприятия. Какой договор нужно заключить, если работник обучается силами работодателя или с привлечением обучающей организации? Можно ли защитить себя от риска увольнения работника, прошедшего обучение? Как взыскать расходы на обучение с сотрудника, отчисленного за неуспеваемость? Получится ли расторгнуть ученический договор, если трудовой расторгнут по инициативе компании? Об этом читайте в материале нашего автора.
С введением Трудового кодекса компании на законодательном уровне получили возможность готовить персонал для собственных нужд с использованием привлеченных специалистов или своими силами. Возможность минимизировать риски потери кадров после обучения и юридически закрепить факт вложения денег в конкретного работника реализована с помощью ученического договора. В статье раскрываются особенности заключения разного вида ученических договоров, и рассматривается практика их применения.
Во времена советской экономики особой необходимости в ученическом договоре не было. Централизованное решение всех вопросов создало слаженную систему подготовки кадров для предприятий и организаций. Это была система утвержденных планов набора абитуриентов, их последующего распределения по предприятиям, обучения молодых специалистов наставниками, которая реализовывалась через соответствующие учебные заведения и учебные бригады.
С приходом новых времен государственное образование стало сильно отставать от нужд предприятий, и компании самостоятельно начали решать вопрос развития и обучения своих сотрудников. С одной стороны, предприятию были необходимы квалифицированные специалисты, с другой – возрастали риски, что сотрудники, обучившись, уволятся. Для того чтобы защитить материальные интересы работодателя в 2001 г. в ТК РФ появилась целая глава, посвященная ученическому договору. В 2006 г. она была усовершенствована, а потому является востребованной работодателями до сих пор. Вместе с тем, практика показывает, что многие коллеги неправильно применяют этот вид договора, поэтому давайте разберемся в этом инструменте подробнее.
Виды договоров
Для начала определимся, что ученический договор оформляется с целью подготовки или переподготовки специалиста, в котором нуждается предприятие. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации у данного работодателя классифицируются в ст. 1 ТК РФ как отношения, непосредственно связанные с трудовыми, и регулируются нормами ТК РФ, других актов, содержащих нормы трудового права.
В ст. 198 ТК РФ приведено всего два вида ученических договоров, которые имеет право заключить работодатель:
- на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу;
- с работником данной организации на переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Фактически это два разных договора, регулирующих две разновидности отношений. Так ученический договор с лицом, ищущим работу, носит гражданско-правовой характер, а ученический договор с работником данной организации на переобучение без отрыва или с отрывом от работы выступает дополнением к трудовому договору. Анализ судебной практики показывает, что работодатели заключают как дополнительный ученический договор, так и дополнение к трудовому договору. Отметим, что независимо от формы такой документ должен содержать все необходимые условия, предусмотренные ТК РФ.
Ученический договор с лицом, ищущим работу, по своему содержанию во многом схож с ученическим договором с работником данной организации на профессиональное обучение. Его главное отличие в том, что между сторонами сделки на момент ее заключения отсутствуют трудовые отношения.
Оба названных договора заключаются с работодателем, являющимся юридическим лицом, и только на обучение, проводимое самим работодателем. Обучение с привлечением обучающих организаций, по мнению многих юристов, является предметом гражданско-правового регулирования. Поэтому следует заключать не ученический договор, а договор на обучение за счет средств работодателя.
Логика экспертов, в частности, Ю.П. Орлова, основывается на трех «китах» – историческом развитии понятия «ученический договор», определении сторон договора и отраслевой природе самого ученического договора. В первом случае ученический договор еще в советском законодательстве о труде рассматривался как основание возникновения правоотношений по профессиональной подготовке или переподготовке, осуществляемой непосредственно на производстве. Во втором случае сторонами ученического договора являются работодатель – физическое лицо – предприниматель или юридическое лицо и ученик – физическое лицо (работник или лицо, ищущее работу), на что прямо указано в ст. 198 и 199 ТК РФ. И, в-третьих, что вызывает наибольшие споры специалистов, природа самого ученического договора основана на трудовых взаимоотношениях и противоречит гражданско-правовым нормам. Однако изначально, в первой редакции ТК РФ, ученический договор рассматривался как гражданско-правовой, регулируемый гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.
По мнению Санкт-Петербургской школы права, в частности С.П. Маврина, различие между ученическим договором и гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг заключается в первую очередь именно в различных целях. Целью ученического договора, которую преследует работодатель, является подготовка кадров для производства. Цель договора возмездного оказания услуг заключается в том, что исполнитель, выполняя задание заказчика, получает вознаграждение за оказанные услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). По ученическому договору работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки кадров для собственных нужд, за свой счет организует обучение и выплачивает стипендию ученику. То есть не ученик заказывает и оплачивает обучение, что было бы характерно для гражданско-правовых отношений. Результатом обучения является не оказанная услуга, а возникающие впоследствии трудовые отношения, именно поэтому специалисты определяют природу ученического договора как договор в рамках предмета трудового права.