Top.Mail.Ru
Ранее, в январском номере журнала, мы рассказали, какие причины отсутствия на рабочем месте являются уважительными, а какие нет. Сейчас же даем подробную инструкцию, как установить причину отсутствия, какие еще мероприятия следует провести работодателю и как их правильно оформить. Показываем пошаговый алгоритм всех возможных действий при оформлении прогула с образцами документов, которые вы сможете использовать в работе. Приводим судебную практику, которая поможет учесть чужие ошибки и избежать неблагоприятных последствий восстановления уволенного на работе.

Этап 1. Зафиксируйте отсутствие работника

Составить акт об отсутствии на рабочем месте

Акт об отсутствии на рабочем месте оформить надо обязательно. Унифицированной государством формы такого акта нет, поэтому его можно составить в произвольном виде. Иногда работодатели ждут окончания рабочего дня, чтобы подписать акт, но на самом деле его можно оформить и сразу по истечении 4-часового отсутствия, а в конце рабочего дня дополнительно сделать отметку о том, что сотрудник так и не явился на работу (см. «!» в Примере 1).

Если вам необходимо оформить акт об опоздании на работу, вы можете скачать его готовый образец на сайте журнала в сервисе «Конструктор документов»

В акте следует указать:

  • наименование работодателя;
  • наименование документа (акт) и о чем он (об отсутствии работника на рабочем месте);
  • место, дату и время составления, номер акта (при наличии);
  • сведения об отсутствующем на рабочем месте сотруднике: полностью его фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность (профессия), при необходимости – ​с указанием структурного подразделения;
  • продолжительность отсутствия на работе;
  • об отсутствии сведений о причинах невыхода на работу либо о наличии таких сведений (подтвержденных / не подтвержденных);
  • данные о лицах, составивших и подписавших акт (фамилия и инициалы, должность (профессия), при необходимости – ​с указанием структурного подразделения), и их личные подписи. Необходимо, чтобы акт подписало не менее 2 человек. Как правило, это специалист отдела кадров, непосредственный руководитель работника и сотрудник подразделения, в котором числится отсутствующий. На практике среди подписантов нередко фигурирует и юрист (особенно когда есть основание предполагать назревающее увольнение «по статье»);
  • сведения об ознакомлении сотрудника, отсутствовавшего на работе, с актом под личную подпись (в первый же день, когда он появится на работе) или в порядке, установленном локальным нормативным актом (ЛНА) о внедрении кадрового электронного документооборота (при условии, что работник согласился на него перейти и ознакомлен с таким ЛНА), или способом, определенным для взаимодействия с дистанционным сотрудником; либо об отказе сотрудника от ознакомления с актом; либо о невозможности произвести ознакомление (с указанием, почему это оказалось невозможным).

Пример 1. Акт об отсутствии работника на рабочем месте

При длящемся прогуле целесообразно составлять акты ежедневно, пока пропавший работник не объявится или не станут известными причины его отсутствия. Если сотрудника нет несколько недель или даже месяцев, на практике часто составляют один акт в неделю или в месяц. Это не является нарушением, но есть вероятность того, что в суде придется подтверждать (в т. ч. свидетельскими показаниями), что все подписанты присутствовали на работе в период, указанный в акте, и что они помнят обстоятельства отсутствия сотрудника на работе каждый день соответствующей недели или месяца.

Сообщить руководству об отсутствии работника служебной запиской

Рекомендуем оформить служебную (докладную) записку непосредственного или вышестоящего руководителя отсутствующего работника на имя лица, уполномоченного принимать кадровые решения в организации (как правило, это руководитель компании, но может быть и его профильный зам либо начальник кадрового подразделения). Документ хоть и не обязательный, но лучше его составить, чтобы в последующем он стал одним из звеньев формирования доказательственной базы законности увольнения.

В записке обычно отражаются:

  • наименование работодателя и структурного подразделения;
  • наименование документа (служебная или докладная записка);
  • дата и номер (при наличии) записки;
  • адресат документа (генеральный директор, иное уполномоченное лицо);
  • автор документа (непосредственный или вышестоящий руководитель отсутствующего сотрудника): его фамилия и инициалы, должность (профессия), при необходимости – ​с указанием структурного подразделения; личная подпись;
  • сведения об отсутствующем на рабочем месте сотруднике: полностью его фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность (профессия), при необходимости – ​с указанием структурного подразделения;
  • продолжительность отсутствия на работе (вплоть до минут);
  • описание ситуации, в т. ч. обстоятельства того, когда и как непосредственный или вышестоящий руководитель узнал о том, что его подчиненный отсутствует на работе;
  • ссылка на оформление акта об отсутствии работника на рабочем месте (этот акт можно сделать приложением к служебной записке);
  • сведения о том, допускал ли ранее отсутствующий сотрудник дисциплинарные проступки – ​опоздания, неявки без уважительных причин на работу, уходил ли с работы до окончания рабочего дня и т. д.;
  • информация о том, какие были попытки связаться с отсутствующим работником и каков был результат таких попыток; предположения о возможных причинах отсутствия;
  • имеющиеся и прогнозируемые последствия отсутствия сотрудника на работе;
  • просьба к руководству рассмотреть инцидент и в случае необходимости принять меры по отношению к нарушителю дисциплины труда, к замещению отсутствующего и пр.

Такой документ пригодится при дальнейшем служебном расследовании (если будет решено его проводить), а также для защиты интересов работодателя в случае проверки ГИТ, судебного разбирательства. Образец приведен в Примере 2.

Пример 2. Служебная записка об отсутствии работника на рабочем месте

Для поддержания дисциплины в компании советуем завести правило – ​о каждом длительном отсутствии работника его непосредственный (или вышестоящий) руководитель должен письменно сообщать руководителю организации или, например, в отдел кадров. Соответствующую норму лучше внести в правила внутреннего трудового распорядка или иной ЛНА и ознакомить с документом всех работников под подпись (или способом, предусмотренным в ЛНА о внедрении в организации кадрового электронного документооборота либо обозначенным для взаимодействия с дистанционными сотрудниками).

Пример 3. Формулировка в ПВТР об обязанности руководителя сообщать о длительном отсутствии работника

4.9. В случае отсутствия работника на рабочем месте более 4 часов подряд его непосредственный руководитель обязан до конца текущего рабочего дня (или в первой половине следующего за ним рабочего дня, если отсутствие работника на рабочем месте имело место непосредственно перед окончанием рабочего дня) подать служебную записку на имя генерального директора, в которой указать обстоятельства отсутствия работника и последствия, к которым оно привело (или может привести). К служебной записке необходимо приложить акт, фиксирующий отсутствие работника на рабочем месте, по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Документы-основания в приказе

Выясняем, как оформлять в приказе документы-основания. Рассматриваем два варианта: когда приказ издан во исполнение другого документа (нормативного правового акта, ЛНА и пр.), а также когда документы-основания подтверждают обоснованность принятых в приказе решений. Показываем, как это делается в уже необязательных унифицированных формах приказов по личному составу, а также в приказах, составленных в свободной форме.

Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение

Не все работодатели знают, как правильно воздействовать на злостных нарушителей этических норм, оставаясь при этом в правовом поле, чтобы в последующем не нарваться на претензии со стороны проверяющих, не быть втянутыми в судебные тяжбы (а если все-таки придется оказаться в суде, как выйти из процесса победителем). Авторы объясняют на конкретных примерах, какие документы нужно оформить работодателю, чтобы наказать сотрудника за несоблюдение им правил этики, какова позиция по этому вопросу у Роструда и Минтруда России. Приводят образцы формулировок, которые понадобится заранее включить в локальные нормативные акты, чтобы минимизировать риски как привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности, так и трудовых споров (показаны примеры их разрешения в пользу работодателей и работников).

Работник взял больничный в день увольнения: действия работодателя

Что делать, если сотрудник находился в день увольнения на работе, но при этом прямо с утра в «увольнительный» день (или накануне) открыл больничный лист, утаив это от работодателя, а тот не отследил наличие электронного листка нетрудоспособности? Как работодателю урегулировать сложившуюся ситуацию и при необходимости впоследствии доказать правомерность увольнения и свою добросовестность суду и/или проверяющим органам? Каковы судебная практика и позиция Минтруда России по спорным вопросам?

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Как перейти на электронные кадровые документы

Кадровые документы теперь можно создавать, подписывать, использовать и хранить в электронном виде. Бумажные экземпляры при этом не нужны. В список исключений попали только несколько документов. Кадровый эксперимент, длившийся в России больше года, завершился 15 ноября. Уже на следующий день Госдума РФ приняла закон с поправками в ТК РФ. Меньше чем за неделю он получил одобрение Совета Федерации РФ и подпись Президента РФ. Основная масса поправок вступила в силу в день опубликования – ​22.11.2021. Теперь участники эксперимента и любые другие организации могут полноценно вести кадровый электронный документооборот (КЭДО). Как начать обмениваться с работниками кадровыми документами в электронном виде и соблюдать требования закона, разбирает Юлия Попова, руководитель направления кадрового ЭДО в .

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.