Работница была уволена по сокращению в декабре 2018 г. В последний рабочий день не явилась на работу. Трудовую книжку получила на руки лишь в июле 2019 г. Также в июле по ее заявлению работодатель выплатил средний заработок за второй месяц трудоустройства после сокращения. Работница пожаловалась в ГИТ, ссылаясь на задержку выплат и выдачи трудовой книжки. После внеплановой выездной проверки работодателю выдали предписание: возместить работнице неполученный заработок из-за незаконного лишения возможности трудиться вследствие задержки выдачи трудовой книжки, выплатить положенную ст. 236 ТК РФ компенсацию за задержку выплат при увольнении.
Работодатель оспорил предписание в суде. Суд первой инстанции встал на сторону ГИТ, признав обоснованным довод инспекции об отсутствии индивидуального трудового спора между сторонами. Но вышестоящие инстанции расценили иначе. По смыслу ч. 4 ст. 234 ТК РФ обязанность работодателя по возмещению работнику материального ущерба в виде неполученного заработка наступает при условии, что установлена незаконность действий работодателя по удержанию трудовой книжки и работник был лишен возможности трудиться и получать зарплату из-за этого. В то же время противоправность действий работодателя не была установлена, постановление о привлечении к административной ответственности за задержку выдачи трудовой книжки было отменено решением суда в рамках иного дела, поскольку вышеуказанные обстоятельства подлежали доказыванию при разрешении индивидуального трудового права, рассматриваемого в порядке ст. 382 ТК РФ, и выводы ГИТ были преждевременны. К тому же при рассмотрении административного дела были допущены ошибки. Представитель ГИТ не смог подтвердить информацию, отраженную в акте проверки, о том, что представитель общества:
- присутствовал при составлении акта проверки;
- ознакомлен с копией распоряжения о внеплановой проверке;
- предупрежден об административной ответственности, предусмотренной ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
- ознакомлен с актом проверки;
- получил копию акта со всеми приложениями.
Таким образом, вышестоящие суды посчитали, что протокол об административном правонарушении и акт проверки были составлены с нарушением процессуальных требований и в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ являлись недопустимыми доказательствами (кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2021 № 88а-25530/2021).