В идеале корпоративная культура организации должна быть построена таким образом, чтобы работники смотрели на своих коллег не как на будущих супругов, а как на деловых партнеров, выполняющих общую задачу и стремящихся к общей цели. Но, к сожалению, теория в этом случае далека от действительности, ведь «сердцу не прикажешь» и влюбиться в симпатичного коллегу может каждый. Задача руководителя и HR-специалиста в данном случае – постоянно контролировать ситуацию и не дать служебному роману получить развитие, поскольку велик риск лишиться обоих влюбленных. Ведь очень редко служебные романы основаны на действительно серьезном чувстве.
На работе люди проводят большую часть своего времени, поэтому неудивительно, что часто рабочие отношения между коллегами плавно перетекают в личные. И если дружба между сотрудниками, особенно одного пола, не является существенной помехой в работе, а скорее способствует сплочению коллектива, то во взаимоотношениях противоположных полов все по-другому. Здесь, как правило, редко получается что-то хорошее. В первую очередь на «тревожные звоночки» должен обратить внимание руководитель отдела. Ведь кому как не ему быть в курсе происходящего и видеть сложившуюся атмосферу в коллективе. А помочь ему в этом может HR-специалист, который в свою очередь должен быть готов к любому повороту событий и знать, как мягко и тактично «отвести» людей друг от друга, если в их рабочих отношениях наметился очевидный разлом.Одно из требований корпоративных стандартов западных компаний – никаких личных отношений на работе. Другое правило – нельзя брать в компанию на вакантные места близких родственников в один отдел и уж тем более – на должности руководителей структурных подразделений.
И несмотря на то что большинство российских компаний стремится построить свою работу в соответствии с требованиями западных стандартов, в жизни все происходит по-другому.
Выдержка из корпоративного стандарта «Взаимоотношения в коллективе» одной известной российской фирмы:
«… Мы стремимся создать сплоченный коллектив и сформировать комфортную психологическую атмосферу в каждом подразделении, поэтому мы приветствуем:
- командную систему работы и понимание того, что общий результат зависит от полноценного выполнения своих должностных обязанностей каждым сотрудником;
- доброжелательное и вежливое отношение между коллегами, отзывчивость и стремление оказать помощь;
- открытый диалог, сотрудничество и развитие взаимоотношений, укрепление взаимного доверия, недопущение «закулисных» интриг;
- справедливое отношение руководителей всех уровней и подразделений к своим подчиненным, отсутствие необъективного, предвзятого, грубого отношения к персоналу;
- соблюдение делового этикета, корпоративных правил и регламентов, принципов разумной субординации…»
Группы риска
Как говорится, «любви все возрасты покорны», и влюбиться в симпатичного коллегу может каждый. Но все же существуют так называемые группы риска, где вероятность возникновения служебного романа достаточно велика.
Итак, особое внимание следует обратить на подразделения, чья работа проходит в достаточно активном и жестком режиме (например, отделы продаж, отдел закупок, логистический отдел). Именно поэтому в качестве сотрудников таких подразделений чаще всего можно наблюдать молодежь (как правило, не старше тридцати лет). Психологически и в социальном ракурсе это самая активная категория, и неудивительно, что скорость реакции на изменение условий работы и адаптация в коллективе и в рабочем процессе у них очень высока. При этом молодые люди очень общительны, легко вступают в контакт с коллегами и клиентами.
Также следует обращать внимание на вновь принятых сотрудников. Работник, попадая в новый рабочий коллектив, испытывает чувство легкого стресса, который изменяет и восприятие. В этом случае чувство симпатии и приязни может вызвать любой коллега, который не отказался ответить на вопрос, помог в какой-то ситуации, дал примеры действий и т.д. Особенно трепетные чувства возникают к наставникам, то есть менеджерам, специально выделенным для обучения молодых специалистов. Новички не...