Top.Mail.Ru

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Дисциплина труда и частые ее нарушения

Дисциплина труда – ​это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 189 ТК РФ). Если говорить простыми словами, трудовая дисциплина – ​это добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей, соблюдение трудового распорядка и иных требований, которые предъявляет к нему работодатель.

Трудовые обязанности работника, в том числе обязанность соблюдать трудовой распорядок и трудовую дисциплину, могут быть установлены как непосредственно трудовым договором, так и локальными нормативными актами организации (ЛНА) – ​должностными (рабочими) инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР), различными положениями и регламентами (например, о защите персональных данных или коммерческой тайне). Так, в трудовом договоре устанавливается трудовая функция для работника, режим рабочего времени и времени отдыха, другие условия труда на рабочем месте, в необходимых случаях – ​временный, разъездной, подвижной или иной подобный характер работы (ст. 57 ТК РФ).

За нарушение трудовой дисциплины установлен особый вид ответственности, известный только трудовому праву, – ​дисциплинарная ответственность. Общими для всех работодателей мерами дисциплинарной ответственности являются дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, а в крайнем случае – ​и увольнение работника (ст. 192 ТК РФ). По общему правилу, эти меры применяются к нарушителю дисциплины последовательно: после двух замечаний можно объявить выговор, после двух выговоров – ​уволить.

За определенные дисциплинарные проступки работодатель вправе сразу уволить работника, не налагая на него взысканий в виде замечаний или выговоров, например, за:

1) прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, или же отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены) (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

2) появление на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

3) разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

4) совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества (в том числе имущества работодателя, других работников или третьих лиц), а также совершение растраты, умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (подп. «г» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

5) установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушение требований охраны труда, если оно повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

6) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если они дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

7) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

8) представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Далее поговорим о наиболее часто случающихся нарушениях трудовой дисциплины, на которые жалуется большинство работодателей. Это, в частности:

  • невыполнение указаний руководителя;
  • опоздания и преждевременные уходы с работы;
  • прогулы;
  • посторонние занятия на рабочем месте.

Невыполнение указаний руководителя и его причины

Невыполнение указаний руководителя еще называют саботажем. Это слово французского происхождения, от слова sabot – ​ботинок, при помощи которого бастующие французские рабочие блокировали работу заводских станков. Сегодня под саботажем принято понимать злостное, преднамеренное расстройство или срыв работы при соблюдении видимости ее выполнения, скрытое противодействие исполнению, осуществлению чего-нибудь.

Пример 1

Менеджеру отдела продаж Василию поручили привести в порядок документацию, сопровождающую работу отдела. Начальник отдела поставил сроки исполнения работы: две недели. Однако время шло, а Василий так и не приступал к выполнению задачи. Когда начальник интересовался, как идут дела, Василий обманывал его, что все делается; но когда подошел срок сдачи работы, Василию было нечего предъявить.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Топ-3 ошибок привлечения к дисциплинарной ответственности

При оформлении привлечения к дисциплинарной ответственности кадровики нередко допускают нарушения, из-за которых суд может признать взыскание незаконным. Мы отобрали и разобрали на конкретных примерах три основные ошибки – ​системную, процедурную и техническую. Знание о каждой из них поможет улучшить управление персоналом организации в целом и кадровую работу в частности, а также снизить риски штрафов от ГИТ и проигрыша в суде в трудовых спорах с работниками.

Увольняем за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей

ТК РФ предоставляет работодателям механизм воздействия на недобросовестных работников – ​увольнение за виновные действия (или бездействие). Один из видов увольнения связан с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). На практике работодатели часто не рискуют расставаться с работниками по данной статье, так как сама процедура кажется им сложной и непонятной. Однако грамотные кадровики ее не боятся и используют с умом. Рассмотрим, как правильно уволить «по статье» и какие правила нужно соблюсти.

Об уважительных для работников причинах

Трудовое законодательство в некоторых нормах ссылается на уважительность причин и обстоятельств, которые должны учитываться при регулировании трудовых отношений. Как и любое другое оценочное суждение, понятие «уважительность» прямо в законе не раскрывается, его содержание наполняется определенным смыслом с учетом конкретных обстоятельств спора, поэтому лучше всего обратиться к анализу судебной практики по делам со схожими обстоятельствами. Наша подборка поможет вам сориентироваться как в типичных, так и нестандартных ситуациях, выбрать правильное решение в случае конфликта, избежать штрафов от проверяющих за нарушение трудового законодательства и изначально проигрышных судебных дел.

Использование мобильного телефона на работе

Мобильный телефон давно стал одним из рабочих инструментов многих профессий и должностей. Любая удаленная или разъездная работа, так или иначе, требует регулярных контактов с руководством в главном офисе, а без телефона сделать это довольно сложно. Для этого работодателю нужно установить правила пользования корпоративной связью. Однако, помимо очевидных полезных функций, мобильный может стать угрозой для бизнеса – утечка конфиденциальной информации и неэффективное использование рабочего времени. Можно ли в этом случае ограничить права работника в использовании телефона в офисе и наказать за нарушения ­установленных правил?

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.