На практике далеко не каждый бухгалтер сталкивается с реорганизацией, поэтому неудивительно, что поначалу она может его пугать. Но если подойти к этой процедуре с четким планом действий, спокойствием и уверенностью, то все обязательно пройдет легко и успешно. Независимо от того, какую форму реорганизации выбрали собственники, есть определенные шаги, которые предстоит пройти в любом случае.
Собственники бизнеса приняли решение о реорганизации, и началось преобразование юридического лица. О том, какие шаги нужно сделать бухгалтеру, как ничего не пропустить и спокойно пережить это время, мы расскажем в статье.
Напомним, что форм реорганизации несколько (ст. 57 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ):
- слияние (при этом права и обязанности каждой организации переходят к вновь возникшей),
- присоединение (при присоединении одной компании к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной),
- выделение (при выделении из состава юридического лица одного или нескольких лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом),
- разделение (при разделении компании ее права и обязанности переходят к вновь возникшим лицам в соответствии с передаточным актом),
- преобразование (при изменении организационно-правовой формы (например, из АО в ООО) права и обязанности реорганизованной организации в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников)).
Независимо от того, какую форму реорганизации выбрали собственники, есть определенные шаги, которые предстоит пройти в любом случае.
Кому сообщить о реорганизации
Извещение государственных органов (ИФНС, ПФР, ФСС)
Во-первых, следует известить «регистрирующую» налоговую о начавшейся реорганизации письменно, а также представить решение собственников о реорганизации предприятия. Форма данного документа законодательно не регламентирована, а значит, оформлять и подавать сведения можно в свободной форме.
Сделать это необходимо в течение 3-х рабочих дней после собрания собственников, на котором будет принято решение о реорганизации. В следующие три рабочих дня ИФНС на основании представленных документов примет постановление о внесении записи о начале процедуры реорганизации и внесет в государственный реестр запись о том, что компания находится в стадии реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).
Налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица также необходимо известить о реорганизации.
Кроме того, не забудьте сообщить о реорганизации в ПФР и ФСС России в течение тех же 3-х рабочих дней (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.09.2007 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Для уведомления ИФНС существует специальная форма 12003 «Уведомление о начале процедуры реорганизации», утвержденная приказом от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – приказ № ММВ-7-6/25@).
В «свою» налоговую подается сообщение по форме С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации», утвержденной приказом от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Формы уведомления ПФР и ФСС не утверждены, организации необходимо самостоятельно составить сообщение в фонды. В документе обязательно отразите все реквизиты компании, а также номера страхователей в ПФР и ФСС России, соответственно.