С 1 февраля вступил в силу один из самых скандальных законов последнего времени – о регулировании торговой деятельности. Он устанавливает жесткие требования к договору, заключаемому между торговой сетью и поставщиками продукции. В частности, основные из них касаются цены контракта. Кроме того, для торговых сетей устанавливаются жесткие сроки оплаты поставленных продовольственных товаров в зависимости от сроков хранения. Документ также ограничивает их возможности по приобретению новых торговых объектов.
1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Этот документ является результатом многолетних обсуждений и представляет собой компромисс, учитывающий позиции министерств, ведомств, депутатов, производителей товаров, поставщиков и продавцов.Работа над Законом о торговле велась в течение пяти лет, а в Госдуму из Правительства его проект попал в середине лета 2009 года. Однако принципиальные разногласия ведомств стали причиной отправки документа на доработку. Минсельхоз стремился заложить в документ механизм регулирования торговых наценок (в частности, их ограничение) на социально значимые товары. В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) игнорировала вопросы цен и требовала ужесточить антимонопольные нормы и ввести госрегулирование на объемы торгового оборота сетей. И лишь в конце декабря прошлого года Закон о торговле был подписан Президентом.
Прежде всего необходимо уточнить, что данный закон направлен на то, чтобы сделать деятельность крупных торговых сетей максимально прозрачной.
Закон о торговле не распространяется на торговлю на товарных биржах, куплю-продажу ценных бумаг и объектов недвижимости и внешнеторговую деятельность.
Основными целями документа являются:
- решение проблемы дискриминационного доступа поставщиков в торговые сети;
- упразднение скрытых схем расчетов между поставщиками и магазинами;
- антимонопольные меры, направленные на отмену агрессивной политики развития крупных представителей бизнеса и поддержку малого и среднего бизнеса.
Идея закона в том, чтобы снизить административные барьеры для входа предпринимателей на рынок и ужесточить контроль за безопасностью продаваемой продукции, включая импортную.
Остановимся подробнее на ключевых моментах Закона о торговле.
Содержание договора
Большинству производителей выгодно заключать договоры с крупными магазинами: большие объемы поставок позволяют сэкономить на транспортных расходах и на поиске новых путей сбыта продукции. Но зная об этих преимуществах, сетевые магазины нередко «играли по своим правилам», увеличивая прибыль за счет выгодных условий, оговоренных в договорах с поставщиками....