5 июля 2017 года под председательством Президента РФ Владимира Путина прошло заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Путин подчеркнул, что «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества». В своем выступлении он обозначил основные направления развития в России цифровой экономики:
- ликвидация правовых барьеров, которые препятствуют внедрению передовых технологий;
- создание опорной инфраструктуры: линий связи, центров хранения и обработки данных;
- серьезное совершенствование всей системы образования, включая обеспечение всеобщей цифровой грамотности;
- запуск инструментов поддержки отечественных компаний, которые являются центрами компетенций в сфере цифровых и других сквозных технологий.
В своем докладе министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров отметил, что «цифровая экономика - это экономика данных. Цифровая экономика - про то, как мы создаем, передаем, собираем, храним данные, защищаем их, а самое главное - анализируем и на основе этих данных принимаем такие решения, которые делают нашу экономику эффективнее, управление более эффективным, а значит, и повышают качество жизни».
По оценкам Минкомсвязи, в текущем году только федеральные и региональные органы власти потратят на информационные технологии почти 200 миллиардов рублей.
Возможно, кто-то спросит: а какое отношение все это имеет к делопроизводству и архивному делу? Да самое непосредственное! Если на основании данных принимаются управленческие решения, то это уже не только данные - это и документы (не важно, в каком виде и формате они были созданы и сохранены).
При ускоренном внедрении электронно-цифровых технологий вопрос организации хранения, использования и уничтожения электронных документов встанет с новой силой, и кто-то его обязательно будет решать за неплохие деньги - поэтому представителям нашей профессии важно не опоздать на отходящий поезд, который никого ждать не будет.
Программа «Цифровая экономика» еще не утверждена, но это вопрос времени. Для ее успешной реализации навыки и знания российских документоведов и архивистов не будут лишними (но и незаменимыми они тоже не являются). Главное для нас в данной ситуации - постараться найти себе достойное и хорошо оплачиваемое место в этом проекте.
На реализацию программы выделяются очень серьезные деньги, и было бы хорошо хотя бы часть этих средств «откусить», например, на решение проблемы электронных архивов.
Кстати, в июне 2017 года в Пензе прошло заседание Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа, на котором с докладом выступил заместитель руководителя Росархива Андрей Юрасов. К наиболее существенным нерешенным проблемам, связанным с организацией хранения электронных документов в архивах госорганов, в государственных и муниципальных архивах, он отнес:
- обеспечение аутентичности и достоверности электронных документов в процессе их долговременного хранения (т.е. когда установленный им срок хранения превышает срок использования программно-технических средств и носителей, применяемых для создания и поддержания этих документов);
- информационные системы (в т.ч. СЭД), в которых создаются и в которые включаются электронные документы, не всегда обладают функциональностью, способной поддерживать архивные требования к обеспечению их сохранности;
- передача электронных документов из систем электронного документооборота органов власти в ведомственный архив, а затем в государственный или муниципальный архив требует разработки вполне определенного алгоритма, который позволил бы обеспечить неизменность, аутентичность и целостность этих документов.
Андрей Юрасов отметил, что положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», утв. приказом Минкультуры России от 18.01.2007 № 19, в отношении электронных документов устарели. В настоящее время начата работа по подготовке их новой редакции.
По мнению докладчика, «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, «стали первым нормативным документом, в котором были сформулированы основные принципы организации работы с электронными документами в делопроизводстве». Эти Правила решено переработать, а также расширить сферу их действия на все органы госвласти, в т.ч. субъектов РФ.