Мы уже рассказывали вам о Перечне документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень), который был утвержден 26.01.2017 совместным приказом Федерального архивного агентства и Банка России № 11/4274-У, а потом отменен из-за организованного и аргументированного сопротивления в лице Ассоциации российских банков (АРБ).
О дальнейших событиях информацию предоставил наш коллега Сергей Дроков и «Некоммерческое партнерство "Национальный платежный совет"» (НПС) - 24 июля 2017 года в Банке России состоялось совещание по проекту приказа о сроках хранения документов.
Во встрече участвовали представители Банка России, Федерального архивного агентства, ведущих банковских ассоциаций и эксперты из крупных кредитных организаций.
Национальный платежный совет в своей новости отметил, что «Банк России поддержал большинство предложений профессионального сообщества. Также значительное число предложений было поддержано Росархивом». Ко встрече Департамент банковского регулирования Банка России подготовил свои комментарии к тем замечаниям и предложениям, которые были направлены АРБ. При доработке проекта Перечня он собирается учесть значительное число предложений кредитных организаций:
- исключить указание на форму хранения документов (в бумажном или электронном виде) ввиду отсутствия у Росархива и Банка России полномочий по ее определению;
- предусмотреть переходный период, а также определить порядок хранения дел, которые были сформированы до вступления в силу приказа, в целях обеспечения возможности его надлежащего исполнения кредитными организациями;
- устранить противоречие проекта Федеральному закону «О персональных данных», согласно которому обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (если иное прямо не предусмотрено законодательством);
- уточнить в отдельных статьях момент начала исчисления срока хранения документов («после исполнения обязательств по кредитному договору», «при завершении налоговой проверки», «после окончания производства по делу»);
- привести сроки хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в соответствие с Налоговым кодексом РФ:
- по подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов (если иное не установлено НК РФ);
- по подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
А сроки хранения в Перечне указанных документов превышают срок, в течение которого налоговые органы могут их истребовать. Банк России счел возможным учесть данное замечание кредитных организаций, за исключением документов, в отношении которых федеральным законодательством установлен более длительный срок хранения; - установить одинаковые сроки хранения для документов, имеющих отношение к одному направлению деятельности, а также для аналогичных документов по разным направлениям деятельности.
Например, в отношении документов по вкладам в Перечне для договоров вклада и заявлений об утрате сберегательных книжек установлен срок хранения 5 лет, а для сберегательных книжек и других документов по счету вклада (доверенности, поручения, распоряжения, извещения) - 35 лет.
Одновременно Банк России не поддержал следующие предложения банковских ассоциаций:
- отказаться от функционального принципа Перечня в составе разделов и подразделов, отражающих банковские операции и основные виды сделок кредитных организаций (т.к. функциональный принцип построения Перечня соответствует существующей практике построения аналогичных перечней - он использован, например, и в «Перечне типовых управленческих архивных документов... с указанием сроков хранения», утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 538);
- определить в Перечне сроки хранения управленческой документации, связанной, например, с осуществлением распорядительной, организационной функций управления, с трудовыми правоотношениями (т.к. указанная документация образуется в деятельности любой организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, и сроки ее хранения должны быть одинаковыми для всех организаций, включая кредитные).
На встрече было принято решение до следующего совещания рабочей группы «выработать дополнительную аргументацию и формулировки по предложениям, не поддерживаемым Росархивом на настоящий момент».