Top.Mail.Ru

Оригиналы кадровых документов, поручений и отчетов об их исполнении из системы электронного документооборота

В настоящее время во многих организациях активно используется электронный документооборот. Работодатели по трудовым спорам в суды представляют в т.ч. и электронные оригиналы. Однако не все из них суды признают надлежащими, особенно в том случае, когда создание документов соответствующего вида регламентировано Трудовым кодексом РФ. Например, сейчас там около 150 раз употребляются термины «в письменной форме» и «с письменного согласия»; а термин «под роспись», когда на работодателя возлагается обязанность ознакомить с тем или иным документом работника, используется 15 раз в 14 статьях.

В апелляционном определении Пермского краевого суда от 29.05.2017 по делу № 33-6173/2017 ключевым вопросом стала правомочность использования системы электронного документооборота для истребования от работника письменных объяснений при наложении на него дисциплинарных взысканий.

В Пермском МУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» использовалась «Интегрированная система электронного документооборота, архива и управления потоками работ» (ИСЭД ПК).

В этой организации начальником юридического отдела работал гражданин, которому:

  • в сентябре 2016 года было объявлено замечание (с оформлением соответствующего приказа) за непроведение правовой экспертизы и отсутствие контроля за подготовкой мотивированного ответа на претензию клиента;
  • а в октябре 2016 года – выговор (тоже с оформлением приказа) за ненадлежащее исполнение поручения заместителя директора, которое было выдано через ИСЭД по протоколу от 22.08.2016 – ему было поручено уточнить порядок применения законодательства при заключении договоров с естественными монополиями.

16.11.2016 на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ он был уволен в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии у него дисциплинарного взыскания. Именно это он и стал оспаривать в суде.

Практически все документы и данные из ИСЭД ПК суд совершенно спокойно принял в качестве надлежащих доказательств (в т.ч. скриншоты переписки, уведомлений), кроме ключевого документа.

При помощи ИСЭД ПК сотруднику было направлено и требование о предоставлении письменных объяснений, связанное с процедурой привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В данном случае суд однозначно посчитал, что такой документ должен был быть оформлен на бумажном носителе с личными подписями, потому что:

  • статья 193 ТК РФ устанавливает, что «до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении 2 рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт»;
  • нормы действующего трудового законодательства не предусматривают возможность истребования от работника объяснений через ИСЭД ПК, поскольку невозможно достоверно определить, когда и кем оно получено и прочтено, получено ли оно вообще лицом, которому адресовано.

Суд сделал вывод, что сфера применения системы электронного документооборота на предприятии не может распространяться на кадровый документооборот и не может нарушать общие требования Трудового кодекса РФ!

Так что пока это надо иметь в виду. Но перспективы выглядят иначе. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р) предусмотрено, что в «проект концепции первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики» должны быть включены «особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике, в т.ч. в части перехода на безбумажное взаимодействие работников и работодателей (введение электронного формата заключения трудового договора, оптимизация иных “бумажных” обязанностей работодателя)».

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?