В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что любой гражданин может обратиться к любому оператору, обрабатывающему его персональные данные, и получить сведения о том, как оператор такую обработку осуществляет.
После заключения договора о выпуске и обслуживании кредитной карты между гражданином и АО «Тинькофф Банк» в марте 2015 г. гражданин направил в банк заявление о предоставлении информации, касающейся обработки его персональных данных (ПДн):
- подтвердить факт обработки ПДн;
- сообщить правовые основания и цели обработки ПДн;
- сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты ПДн;
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПДн по поручению банка.
Однако запрашиваемая информация по истечении 30 дней предоставлена не была, и гражданин обратился в суд.
Сначала его рассматривал Хорошевский районный суд г. Москвы, потом Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 10.12.2018 вынесла постановление по делу № 33-54194. Суды встали на сторону банка, аргументируя свою позицию следующим образом:
- информация, касающаяся обработки ПДн может быть предоставлена банком только самому заемщику либо его представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия (в случае обращения представителя заемщика), – это прямое требование закона, необходимое для защиты банковской тайны;
- направленное в адрес банка заявление не позволяло банку провести идентификацию клиента.
Но банк вообще не ответил на обращение гражданина – не написал ему о том, что для получения информации об обработке персональных данных ему нужно явиться лично. Данный факт судей не смутил.